аноним
Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в Микрореабилитационном центре на дому
▼ Скачать + Заказать документы
Э. Р. Чепелева, музыкальный руководитель
Одной из форм работы в МРЦД по музыкальному развитию детей, являются занятия. Особую роль при их проведении играют родители. При организации дистанционных занятий высокую эффективность показало использование логоритмики.
Публикация «Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в Микрореабилитационном центре на дому» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга. Поэтому, рекомендуется, как можно раньше начать заниматься развитием чувства ритма в доступной для ребёнка форме – ритмических упражнениях и играх [1, с. 22-23]. В домашних условиях данная методика доступна каждому родителю, т. к. не требует никаких специальных средств и условий.
Одной из задач логоритмики является развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие способности ориентироваться в пространстве, развитие и коррекция музыкально-ритмических движений. Она полезна всем детям, особенно, с задержкой речевого развития и др. диагнозами. Неговорящие дети могут на логоритмике демонстрировать первые речевые успехи, т. к. все упражнения проводятся по подражанию. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры помогут улучшить уровень ритмического чувства.
Логоритмика имеет оздоровительную направленность. Регулярное выполнение самомассажа, работа с валеологическими попевками заметно улучшает общую и мелкую моторику, ориентацию ребёнка в пространстве. Родителям в домашних условиях рекомендуются следующие практические приемы [1, с. 43-44] :
1. Простейшие приё мы самомассажа языка:
Поглаживание языка губами – «Индюк». Пошлёпывание языка губами «Месим тесто». Поглаживание языка зубами «Расчёска».
2. Простейшие приёмы самомассажа лица.
Движение пальцами от середины лба к вискам «Дорожки». Лёгкое постукивание илипохлопывание подушечками пальцев по лбу «Дождинки».
3. Простейшие приёмы самомассажа головы.
Движение обеих ладоней вниз к ушам, затем, по передней боковой поверхности шеи к яремной ямке «Наденем шапочку».
4. Простейшие приёмы самомассажа ушных раковин.
Оттянуть уши вперёд, затем - назад. Медленно считая до десяти. Начать упражнение рекомендуется с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить, по возможности, 5 раз.
5. Гимнастика для глаз.
Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть, не знает.
Наверху созрела слива, а внизу – растёт крапива.
Слева – свёкла, справа – брюква, слева – тыква,
справа – клюква, снизу – свежая трава,
сверху – сочная ботва. Закружилась голова,
Кружится в глазах листва
Выбрать ничего не смог и без сил на землю лёг. [1, с. 20-25].
Данные упражнения не только развивают музыкальные способности, но и позволяют комплексно решать коррекционно-развивающие задачи с другими специалистами МРЦД. При организации музыкально-ритмической деятельности в рамках работы МРЦД должны соблюдаться основные принципы, такие как, систематичность, последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала.
В условиях МРЦД родителям рекомендуется обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы. Музыка, слово и движение – это три основные вещи, на которых основывается гармоничное психическое и музыкальное развитие ребёнка. Данный вид деятельности не только развивает малыша, но и оптимизирует детско-родительские отношения.
Особый интерес к занятиям у детей в домашних условиях вызывает использование различного оборудования - мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также, разнообразные звучащие игрушки. Родители в прокатном пункте МРЦД могли получить для занятий различные музыкально-дидакические игры и предметы.
Посредством данного оборудования дистанционные занятия в условиях МРЦД способствовали развитию эмоционально-волевой сферы, ритмического слуха, мелкой моторики. Развитию мелкой моторики при реализации технологии микроребилитационный центр на дому уделялось особое внимание, т. к. тренировка пальцев стимулирует развитие определённых зон головного мозга, которые влияют на развитие речи, умственной активности, формируют у ребёнка усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координация обеих рук необходимы для овладения навыками письма.
Таким образом, логоритмические упражнения, позволяют решать комплекс коррекционно-развивающих задач, строить комплексную работу участников МРЦД по принципу взаимодействия и взаимодополнения.
Список литературы
1. Кудинова, М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи у дошкольников: 2010. – № 2: Логопед/ М. А. Кудинова.