ОЛЬГА ШАТРОВА
Использование средств ИКТ для восприятия музыки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств ИКТ для восприятия музыки в ДОУ
Работая музыкальным руководителем в дошкольном образовательном учреждении, я столкнулась с тем, что современные требованиями к музыкальному воспитанию, такие как необходимость максимального раскрытия творческого потенциала дошкольника, тяжело реализовать при недостаточном интересе у детей к музыкальной деятельности. Поэтому я поставила перед собой задачу: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. А для этого мой учебный наглядный материал должен содержать в себе элементы удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у воспитанников и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно удивление ведёт за собой процесс понимания. Как раз это и позволяет мне сделать ИКТ.
Публикация «Использование средств ИКТ для восприятия музыки в ДОУ» размещена в разделах
Организация образовательной деятельности с применением ИКТ позволяет мне решить следующие задачи:
• Обогащение обучающего материала
• Представление информации на экране проектора в игровой форме, что несомненно повышает интерес дошкольников к деятельности
• Представление материала доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные.
• Создать условия для активизации творческого потенциала дошкольников
• Расширить ряд музыкальных тем, сделать доступным и понятным детям специфику звучания и вид музыкальных инструментов и т. д.
Для восприятия музыки я использую компьютерные презентации, видеоролики, которые создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют интересно и ярко знакомить дошкольников с разными видами искусства и с творчеством композиторов. Это может быть отрывок из балета, или сцена из оперы. Так же может быть сольное исполнение артистов на том или ином инструменте. Отрывок из мультфильма или коллаж из фотографий. Разнообразие форм работы с видеороликами позволяет мне творчески подходить к этому процессу.
Важные правила применения ИКТ:
• Правильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях;
• Не перегружать занятия демонстрациями на экране;
• Заботится о соблюдении санитарно – гигиенических норм: расстояние до экрана должно быть не менее 50 см. ; продолжительность для детей 5-6 лет не более 5 минут;
• Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Таким образом, применение ИКТ в музыкальной деятельности даёт мне большие возможности сделать встречу с музыкой более интересной. Ребёнок, из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Использование средств ИКТ позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка более эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для ребенка, но и для музыкального руководителя.
Для себя я разработала такую форму работы над восприятием музыки :
• При первоначальном знакомстве предлагаю познакомиться с композитором, послушать музыку и ответить на вопрос – о чём нам рассказывает эта музыка? Какой характер у произведения?
• Постепенно подвожу детей к теме муз. произведения.
• Предлагаю посмотреть на экране видео сюжет этого произведения.
• Если есть разные формы исполнения этого произведения, то на следующем занятии предлагаю их сравнить. Предлагаю ответить на вопросы: - Что изменилось в исполнении этого произведения? Характер? Темп? Интонация? Муз. инструменты?
(Восприятие одних и тех же произведений в исполнении разных солистов и коллективов формирует неоценимый слуховой опыт дошкольника. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.)
• Спросить- где мы можем использовать данное произведение? (Фантазия и творческий индивидуальный подход каждого ребёнка к данному вопросу)
Такая форма музыкальной деятельности как слушание музыки, может сочетаться одновременно как с другими формами деятельности, так использование музыки в режимных моментах (Спокойные игры, рисование, тихий час, праздники и физкультурные занятия) Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка может звучать фоном и для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Необходимо использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки. А использование ИКТ помогает мне решить эту задачу в полной мере.