Галина Громова
Использование современных развивающих технологий в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед МАДОУ детский сад №18 «Росинка»
г. Бор Нижегородской обл. Громова Г. В.
Использование современных развивающих технологий в логопедической практике
Специфика логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, обусловлена, с одной стороны, недоразвитием всех компонентов речевой системы, с другой — характером нарушения высшей нервной деятельности. У таких детей не сформированы многие неречевые психические функции: мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя - логопеда.
Публикация «Использование современных развивающих технологий в логопедической практике» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Современные развивающие технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи и другие,
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога,
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка,
- новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Как показывает практика использование современных развивающих технологий помогает детям легче овладеть речевыми навыками и умениями.
В логопедии применяются
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии сенсорного воспитания;
- информационные технологии.
Здоровьесберегающие технологии
Цель: оптимизация процесса коррекции речи, поддержание и укрепление здоровья детей.
Задачи:
-сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- повышать адаптивные возможности детского организма.
Телесноориентированные техники
Дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельниковой способствуют стабилизации дыхания, повышению тонуса и энергичности, укреплению защитной функции организма.
Гимнастика А. Н. Стрельниковой – единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т. д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе, это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Осваиваем весь комплекс Стрельниковской гимнастики и выполняем его в следующей последовательности:
• «Ладошки»;
• «Погончики»;
• «Насос»;
• «Кошка»;
• «Обними плечи»;
• «Большой маятник»;
• «Повороты головы»;
• «Ушки»;
• «Шаги».
Глазодвигательные упражнения
позволяют расширить поле зрения, улучшить зрительное восприятие, укрепить глазные мышцы.
Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)
Зрительную гимнастику проводим на занятиях в качестве физкультминутки. Используем различные игрушки, предметы, тренажеры В. Ф. Базарного. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.
Биоэнергопластика -
это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. БЭП способствует развитию чувства ритма у детей, кинестетических ощущений. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Логоритмика –
Система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.
Основные задачи логоритмики:
- развивать внимание, слуховое восприятие;
- развивать пространственную ориентировку;
- способствовать коррекции речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания;
- создать положительный эмоциональный настрой у детей с ОВЗ.
Кинезиологические упражнения –это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, улучшать мыслительную деятельность, память, внимание, снижать утомляемость. Эти упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
В своей работе применяю такие упражнения как «Кулак – ребро – ладонь», «Буратино», «Лезгинка», «Дом – ёжик – замок», «Ножницы – собака – лошадка», «Гусь – курица – петух», «Заяц – коза – вилка» и др., а также зеркальное рисование в воздухе, на доске, на бумаге, на песке, на специальном планшете.
Нейроигры
Развитию произвольного внимания и саморегуляции, формированию сенсомоторного контроля и оптимизации тонуса ребенка способствуют и элементарные нейроигры «Фонарики», «Блинчики», «Лягушки»,«Ухо – нос», «Добрая – злая коза», «Крестики и нолики» и др.
Современные технологии логопедического массажа
Японская методика пальцевого массажа.
Массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган, так как нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом. Работа рук способствует:
- психическому успокоению; (совет взрослым от Йосиро Цуцуми – автора методики: если дети волнуются при разговоре и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение)
- предотвращает развитие утомления в мозговых центрах.
• Массаж пальцев рук с большого до мизинца путем растирания;
• Массаж ладонных поверхностей камешками;
• Массаж грецкими орехами;
• Массаж чётками;
• Массаж шестигранными карандашами: прокатывание карандашей между ладонями.
Су-джок терапия
Су-джок акупунктура – достижение Восточной медицины. Су – это кисть, джок – стопа. Су-джок относят к лучшим методам самопомощи, самомассажа. Воздействие на биологически активные точки кистей рук
- стимулирует речевые зоны коры головного мозга;
- развивает мелкую моторику и координацию движений;
- тактильную чувствительность;
- повышает энергетический уровень ребенка.
В комплект входит массажный шарик и два металлических кольца. Кроме них для массажа кистей рук используются шишки, грецкие орехи, прищепки, шестигранные карандаши, резиновые массажные мячики и другие подручные предметы.
Упражнения проводятся в игровой форме, под стихотворное сопровождение («Дорожка», «Шарик», «Клубок», «Кнопочки», «Прятки» и др.)
«Ёжик колет нам ладошки, поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть, ручки будем развивать»
Технологии сенсорного воспитания
Цель: развитие сенсорных способностей у детей, обогащение чувственного опыта.
Песочная терапия
Игра с песком – одна из естественных и любимых детских игр. Погружение рук в песок снимает мускульное и психоэмоциональное напряжение. В процессе игр с песком развиваем моторику рук, графомоторные навыки, связную речь, фантазию, образное мышление, закрепляем звукопроизношение.
Арт-терапия
Является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку – мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт.
Основная задача арт-терапии: развитие самовыражения и самопознания через творчество, повышение адаптационных возможностей детей.
Сказкотерапия
Способствует расширению сознания ребенка и взаимодействия с окружающим миром, коммуникативной направленности речевых навыков. Сказка в любом ее применении (чтение, инсценировка, пересказ, сочинение, обыгрывание) повышает эффективность игровой мотивации детской речи, помогает совершенствовать все ее стороны (звукопроизношение, лексико-грамматический строй, диалог и монолог).
Музыкотерапия –
метод, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты:
- стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
- нормализация просодической стороны речи (темпа, ритма, тембра, интонации);
- формирование слоговой структуры слова.
Тонизируют и повышают эмоциональный настрой физминутки под музыку, распевки на гласные звуки, пропевание чистоговорок.
Пластилинотерапия
Способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости и точности выполнений действий. Во время лепки у ребенка совершенствуются мелкие движения пальцев, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления. Пластилин помогает разнообразить привычные задания по составлению схемы слова и предложения, изображения буквы.
Геоконт –
оригинальный конструктор, представляющий собой деревянное поле с гвоздиками, на которые в ходе игры натягиваются резинки. С помощью разноцветных резинок можно создавать геометрические фигуры, контуры разных предметов, узоры, буквы.
Игровизор – пособие для развития зрительно-пространственной ориентировки на листе, графомоторных навыков детей.
Логико-малыш – учебно-дидактический комплект для развития логического мышления и речи дошкольников.
Пособие «Логико-Малыш» позволяет быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей; в игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал.
Коврограф Воскобовича «Ларчик» -
это универсальное пособие для раскрытия у дошкольников интеллектуально-творческого потенциала. Способствует сенсорному, психическому, речевому развитию, ориентировке в пространстве.
Мнемотехника
Это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:
• при заучивании стихов, чистоговорок, скороговорок;
• при пересказах художественной литературы;
• при составлении рассказов;
• при отгадывании и загадывании загадок;
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.
В качестве опоры для запоминания используются картинки, символы, мнемодорожки, схемы и таблицы, отдельные буквы, слова, движения.
Элементы ТРИЗ-технологий в логопедической работе
помогают эффективно решать многие коррекционные задачи.
Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
В содержании занятий по развитию связной речи включаются метод активизации перебора вариантов, метод противоречий, метод проблемной ситуации. Метод активизации перебора вариантов предполагает творческое отношение к рассказыванию. Например, дети могут придумать свой вариант окончания рассказа или сказки. Например, как сделать, чтобы сказка «Снегурочка» превратилась из грустной в радостную?
В процессе формирования лексико-грамматических структур языка детям предлагается представить, что чем будет? (желудь – дубом; кирпич – домом и др.) Кто кем был? (баран – ягненком; хлеб – колоском и др.) Что может быть пышным? (юбка, львиная грива, пирог и др, колючим? (ёж, кактус, свитер, папина щетина, снег и даже взгляд). Отрабатывая практическое употребление притяжательных прилагательных, коллективно придумываем и рисуем диковинного зверя, состоящего из частей разных животных, фантазируем, где он обитает, чем питается, чем защищается и т. д.
В содержании фронтальных занятий по звуковому анализу и подготовке детей к обучению грамоте широко используется ТРИЗовский метод маленьких человечков. Это один из инструментов ТРИЗ. Гласные звуки, согласные мягкие и согласные твердые, согласные звонкие и согласные глухие моделируются определенного цвета костюмом, положением губ, отсутствием или присутствием колокольчика. Такой человечек-звук приходит на каждое занятие про звук и букву. Метод маленьких человечков позволяет составлять и прочитывать слоги и слова.
Информационно-коммуникативные технологии
Цель: повышение качества образования.
Возможности использования ИКТ в логопедии:
• организация объективного контроля развития и деятельности детей;
• возможность быстрого создания собственного дидактического материала;
• визуализация акустических компонентов речи;
• повышение мотивации к логопедическим занятиям;
• обеспечивают незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляется более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Области применения ИКТ в работе логопеда
• ведение документации;
• коррекционно-образовательный процесс;
• методическая работа, повышение квалификации;
• работа с родителями.
Использование ИКТ в работе с детьми с ТНР
• диагностика речевого развития с помощью электронных речевых карт;
• презентации по лексическим темам;
• видеоролики;
• логопедические тренажеры на автоматизацию звуков, развитие фонематического слуха, деление слов на слоги;
• использование интерактивной доски;
• программно-дидактический комплекс интерактивных игр «Логомер»;
• компьютерная технология «Игры для Тигры»;
• звуковые файлы для физминуток и логоритмики.
Использование ИКТ в методической работе учителя-логопеда
• создание, хранение и обработка информации;
• создание презентаций, логопедических тренажеров, дидактических пособий;
• обмен опытом на сайтах, знакомство с наработками коллег, публикация собственных материалов;
• участие в вебинарах;
• повышение квалификации, дистанционное курсовое обучение.
ИКТ в работе с родителями
• использование на родительских собраниях мультимедийных презентаций и видеороликов;
• оформление информационных стендов, создание буклетов;
• ведение странички на сайте ДОУ;
• оказание консультативной помощи;
• демонстрация достижений детей;
• информирование родителей о текущих событиях в группе и индивидуальных заданиях посредством общения в Viber.
STEAM-технологии
STEAM-образование является уникальным инструментом речевого развития дошкольников.
• использование мини лого-робота Bee Bot «Умная пчела» с целью формирования основ начального программирования у старших дошкольников;
работа с пчелой Bee Bot развивает пространственное мышление и ориентировку у воспитанников. Задавая алгоритм движения Умной пчёлке, дети упражняются в автоматизации звуков, делении слов на слоги, подбору слов-картинок к звуковой схеме, составлении последовательного рассказа по серии картинок.
• работа с мультстудией
Опыт использования мультстудии в работе учителя-логопеда показывает широкие возможности для закрепления навыка грамматически правильного построения предложения, логического обоснования своих утверждений, умения вести диалог.
Современные развивающие технологии в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
2023г.