Людмила Федоренко
Использование современных подходов к организации образовательной деятельности по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Использование современных подходов к организации
образовательной деятельности по краеведению.
Тема: «Мой любимый край»
средняя группа.
МБДОУ «ЦРР - детский сад №58»
Федоренко Л. А. -воспитатель
Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
Воспитывающие:
Публикация «Использование современных подходов к организации образовательной деятельности по краеведению» размещена в разделах
-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе; чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.
Развивающие:
-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия городов;
-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.
Обучающие:
-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;
-формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;
-дифференцировать понятия край - страна;
.
Содержательные компоненты образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие» : ребенок входит в мир социальных отношений, «Познавательное развитие» : ребенок открывает мир природы, «Речевое развитие» : владение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, «Физическое развитие» : становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.
Предварительная работа:
-беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России» и
-чтение художественной литературы.
-рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, экскурсии;
-создание в группе познавательного центра «Наш родной край»
-игровая ситуация, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений.
-динамические упражнения — речь с движением.
-рассказать детям о значении компьютера в жизни человека; дать понять, что компьютер - это электронная машина для работы с информацией; активизировать интерес детей к работе на компьютере.
-прослушивание музыкальных произведений.
Материалы и технические средства: ноутбук, плакат с картой России.
Ход ОД:
Минутка вхождения в день:
Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Ты мой друг и я твой друг, вместе мы веселый круг.
.Дети обращают внимание на то, что на столе стоит ноутбук. Воспитатель спрашивает, что это и для чего нужен ноутбук. (ответы детей). На экране ноутбука дети видят фотографию города Находки.
Воспитатель спрашивает, что дети видят, обращает внимание на то, что город находится у моря. (ответы детей) .На следующем слайде дети видят изображение карты г. Находки. Воспитатель спрашивает, зачем нужна карта (ответы детей). Благодаря карте мы будем знать куда идти и не заблудиться. И я вам предлагаю вам открыть нашу волшебную дверь и отправиться в путешествие по нашему краю.
-А как можно путешествовать? На чем? (Ответы воспитанников).
-Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем мы с вами можем отправимся путешествовать сегодня.
Загадка: Два колеса, седушка, руль,
Багажник, цепь, педали.
Кто сядет на него верхом,
Тот покорит все дали. (велосипед).
-Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, и нам пора в путь.
Ритмическое упражнение «Велосипед» :
Ед -ед - ед -едет мой велосипед?
Да -да - да - быстрая езда.
Али -али - али -нажимаю на педали.
Аль - аль -аль -быстро мчусь я вдаль.
- Вот и приехали, и первая наша остановка — «Историческая».
-Ребята, есть такая наука история и география. Ученые и географы изучают наш край. Они пишут книги, составляют для нас карты. Посмотрите на эту модель-карту - это Россия, вот она, какая большая наша страна (плакат с картой России)
-Как вы думаете, ребята, на что, она похожа? (Ответы воспитанников).
-Верно, ребята, она похожа и на тучку, и на птицу, которая широко распахнула крылья. Посмотрите, а наш Приморский край в окружении России, кажется сравнительно небольшой, а наш город- сосем крошечный. Я предлагаю сейчас на ноутбуке посмотреть на изображения наших городов и назвать их. карта
А что вы знаете о вашем крае? Что означают слова Родина и малая родина? (Педагог повторно зачитывает каждый вопрос отдельно, а воспитанники отвечают).
-Молодцы, ребята! Совершенно верно, Родина -это большая страна, в которой мы живем, и называется она -Россия. А малая родина - это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.
Город Находка - наша малая родина.
-Как, называют жителей нашего города? (находкинцы).
-Что особенного в нашем городе. Правильно. Он стоит у моря. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о морских обитателях.
-А теперь вы сами назовите морских животных.
Игра «Морские обитатели».
(Воспитанники передают друг другу рыбку и называют морских животных.)
А сейчас, ребята, я хочу вам загадать загадку:
Наш край родной, наш отчий дом,
Нам хорошо живется в нем!
Береги наш общий дом.
Здесь родился, живешь, уезжаешь - скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина).
-Молодцы, ребята! Но, нам пора в путь. И я предлагаю вам продолжить наше путешествие пешком.
Педагог:
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь. Все готовы? (ДА).
Динамическое упражнение «На прогулку в лес» :
Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.
(Шаг марша).
Петлять тропинка начала среди высоких трав,
По ней шагаем мы легко, головушку подняв.
(Ходьба змейкой).
Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.
(Прыжки с продвижением вперед).
Впереди течет ручей, подходите поскорей.
(Ходьба на носках, руки — в стороны).
Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! (маршировать).
Раз-два, раз-два — (прыжки).
Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).
Лес осенний увидали и к нему все побежали.
(Бег по кругу).
Посмотрели на бегу, что растет в этом лесу.
Остановка: Лесная
-Вот и вышли мы за город. Чудесна, богата и разнообразна природа нашего края! Это высокие сопки, лес на берегу Тихого океана — все это создает неповторимую красоту нашего края. (Тихо звучит музыка с пением птиц).
-Ребята, а для чего человеку нужна природа? (Ответы воспитанников).
-А теперь, ребята, подойдите к ноутбуку и скажите, что вы видите? Правильно. Это лесная полянка. И я предлагаю открыть нашу волшебную дверцу и пойти погулять по полянке.
-Какой чудесный воздух! И дышится легко. Давайте, ребята, подышим чистым, лесным воздухом.
Упражнение на дыхание «Аромат леса».
( Воспитанники вместе с педагогом выполняют упражнение на дыхание: через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А -ах!»).
-Ребята, а кто из вас скажет, чем пахнет в лесу? (Свежестью, осенней травою, листьями и т. д.).
-А, что мы услышим в лесу? (Пение птиц, шум ветра и т. д.).
-Как вы думаете, каких птиц мы увидим? (Дятла, глухаря, рябчика, ворону, воробья и т. д.).
- Оглянитесь вокруг, какие деревья вы видите на нашей полянке? (Березы, осины, кедры, сосны и т. д.). Вы знаете, что в лесу есть не только растения, но и (ответы детей) правильно-животные А вы знаете какие животные водятся в нашем крае, а какие нет? (ответы детей)
-А теперь я вам предлагаю поиграть в игру с помощью нашего ноутбука. Вы вращаете колесо и когда оно остановится, вы рассказываете о животном, которое вам выпало. (предложить детям самим раскрутить колесо, кликнув «мышкой») Игра
Наше путешествие подходит к концу, и я хочу вам предложить нарисовать наш край, наш город таким, каким бы вы хотели увидеть его в будущем. А в этом вам поможет наша птица Фантазия, для которой у нас всегда открыто окно. А пока вы рисуете, мы с вами послушаем песню про нашу Родину. (песня «Что мы Родиной зовем». Владимира Степанова).
Педагог:
Ребята, вы молодцы! У вас получились замечательные рисунки.
-Подойдите все ко мне. Предлагаю вам вспомнить, чем мы сегодня занимались и о чем мы говорили? (Ответы воспитанников).
-Ребята, путешествие наше подходит к концу и хочется сказать, что богат наш край обширными, богатыми лесами, полезными ископаемыми, уникальными морскими обитателями. Но, главное богатство земли Приморской- это люди, которые своими руками добывают полезные ископаемые, ловят рыбу, берегут и охраняют красоту родного края.
-Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности. (Индивидуальное поощрение). А из ваших рисунков я предлагаю сделать книгу о нашем крае, которую мы будем дополнять вашими лучшими рисунками о нашей малой Родине.
Педагог:
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Выбирайте сами, на каком транспорте мы вернемся.
Воспитанники уезжают на «автобусе», проговаривая ритмично слова:
«Мы в автобус дружно сели»
Мы в автобус дружно сели
И в окошко посмотрели.
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Наш шофер педаль нажал,
И автобус побежал.
(дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Используемая литература :
1. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» [Текст] : Практическое пособие/ И. Е. Аверина. - М. : Айрис -пресс, 2005.-25 с.
2 Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» [Текст] : Методическое пособие/ М. Ю. Картушина. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 7, 15, 39, 145 с.
3. Компьютер для дошколят. Кривич Е. Я
4. Актуальные технологии речевого развития. О. Л. Соболева.