Ольга Жорова
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ
об использовании современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
музыкального руководителя МБДОУ ДС № 19 «Аленушка» с. Шепси
Жоровой Ольги Владимировны
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Публикация «Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС до» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие» при условии открытости детского сада «внутрь» и «наружу».
Но для эффективного взаимодействия с семьей недостаточно одного желания сотрудничать. Основополагающим моментом во взаимодействии педагога и родителей является изучение семьи через анкетирование, опрос родителей с целью определения их социального статуса.
Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы по музыкальному воспитанию, предложенных музыкальным руководителем. С учетом их пожеланий я осуществляю планирование работы с родителями воспитанников.
Важно вовлечь родителей в процесс музыкального воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями.
На первом этапе, планируя работу с родителями, мной был осуществлен поиск новых форм сотрудничества для вовлечения родителей в совместную деятельность, которые направлены на решение следующих задач:
- установить партнерские отношения с семьями воспитанников;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Для осуществления этих задач мной были определены и реализованы следующие формы :
"Круглый стол" на темы музыкального развития и образования дошкольников и участия родителей в общем процессе музыкального воспитания.
В процессе дискуссии за круглым столом «Здоровье ребенка в наших руках» вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, а так же какие здоровьесберегающие технологии используются в процессе музыкального развития детей. Были даны рекомендации по оборудованию музыкального уголка дома. Вниманию родителей было представлено выступление детей (ритмическая гимнастика).
Открытые занятия для просмотров родителей;
Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (н-р, День открытых дверей).
тематические выставки;
Регулярная организация фотовыставок «Хорошо у нас в саду» знакомит родителей с жизнью ДОУ.
консультации;
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам:
«Музыкальное воспитание в семье»,
«Родителям о музыкальном воспитании»,
«Советы: музыкальное воспитание»,
«Как слушать музыку с ребёнком».
родительская гостиная;
Такие гостиные позволяют в доброжелательной атмосфере решать вопросы музыкального образования детей. На тематической встрече «Юные музыканты» родители познакомились с формами и методами развития музыкального мышления, памяти, внимания; узнали, как правильно дома развивать музыкальные способности детей. В беседах, которые проходят на разных возрастных этапах «Вот и стали мы на год взрослее» раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них музыкальных способностей.
Папки – передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении музыкальных занятий. Из папки-передвижки «Влияние музыки на развитие ребенка» родители узнали об интеллектуальных эффектах, возникающих в результате музыкальных влияний. Из буклета «Музыканты в коротких штанишках», - какую музыку нужно слушать дома с детьми. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными музыкальными играми на развитие чувства ритма и памяти, в которые родители смогут поиграть с ребенком в удобное для них время.
Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку». Содержание материалов регулярно обновляется, чтобы родительский интерес к информации не пропадал; информация по музыкальному развитию подобран так, чтобы он был интересен большинству родителей.
Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с элементами театрализации
Важным звеном в системе работы детского сада и семьи является приобщение родителей к непосредственному участию в работе детского сада, организации и участию в праздниках и развлечениях: семейные спортивные встречи, конкурсы семейных талантов («День папы», «День матери», «Папа, мама, я – музыкальная семья», «Осенние капустники», постановка сказок. Такие мероприятия становятся стимулом развития творческих способностей наших воспитанников, стимулом к совместной деятельности детей и родителей.
Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения. На подготовительном этапе происходит обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника; разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй; подготовка отдельных номеров; пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита; помощь в оформлении помещения; помощь в изготовлении сюрпризов и подарков. На праздниках взрослые активно участвуют конкурсах и даже перевоплощаются в предложенные персонажи.
собеседование, тесты, опросы на темы художественно-эстетического развития, анкетирование;
семейные проекты;
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.
Использование разнообразных форм работы с семьей позволило пробудить чувство доверия и расположения родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.
Взаимодействие педагогов и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребенка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности.