Наталия Терехова
Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Главным в работе педагогического коллектива дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для гармоничного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи. На современном этапе модернизации системы образования семейное воспитание признано ведущим, что отражено в Законе РФ №273-ФЗ «Об образовании», где говорится, что родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Поэтому необходимо рассматривать работу с родителями в качестве одной из задач деятельности дошкольного учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО.
Публикация «Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников, соответствующих ФГОС ДО» размещена в разделах
Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия для активного включения семьи в жизнь дошкольного учреждения на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Оно включает в себя установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Важно наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые, современные формы сотрудничества с родителями в контексте ФГОС ДО.
Главная цель педагога - профессионально помочь семье в воспитании ребёнка, дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций, таких как: развитие интересов и потребностей ребенка, распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания, поддержке открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье, выработке образа жизни, понимании и принятии индивидуальности ребенка, доверии и уважении к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
- взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
- оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
- использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из деятельностного и личностно-ориентированного подходов к семьям.
Работу с родителями ведё тся поэтапно:
1. Проведение экспресс-опросов с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные используются для дальнейшей работы.
2. Устанавливание с родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительную мотивацию.
Из всего многообразия форм взаимодействия с родителями воспитанников выделяются новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада. Важно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, консультации, беседы, так и современные инновационные формы – родительские клубы, мастер-классы, акции, оздоровительные мероприятия, игры с педагогическим содержанием, открытые просмотры занятий и режимных моментоов. Для обратной связи применяются «почтовый ящик», «телефон доверия», «горячая линия» на сайте учреждения. Планируя ту или иную форму работы, необходимо отталкиваться от того, что родители это современне люди, готовые к обучению, саморазвитию и сотрудничеству.
В процессе сотрудничества с родителями необходимы тактические приемы:
1. Доброжелательный стиль общения.
2. Индивидуальный подход.
3. Сотрудничество, партнёрство, а не наставничество.
4. Динамичность.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют: проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; стремление взрослых к индивидуальным контактам; размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; повышение их активности при анализе педагогических ситуаций и обсуждении дискуссионных вопросов, вовлечение в жизнь дошкольного учреждения.
Сотрудничество и взаимодействие с родителями являются важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только основываясь на этом можно добиться высоких результатов. Считается, что сотрудничество с родителями на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимности - залог успеха.
Формы работы с родителями :
• Информационно-аналитические (анкетирование; опрос).
Чтобы выявить уровень компетенции родителей в вопросах познавательного развития детей, а также установить обратную связь, проанализировать
• Наглядно-информационные (информационные стенды, консультации).
Многое о жизни детей в ДОУ родителям рассказывает сайт ДОУ, вкотором отражаются наиболее важные события - фотографии с праздников и развлечений детей. Также он направлен на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. И рассказывает о направлениях работы детского сада.
• Познавательные формы
Эти формы работы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов, привлечение внимания родителей к детскому саду.
Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Общение строиться на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
Одной из таких форм работы является :
• Чаепитие на 8 марта и День матери.
Родители очень ценят такое внимание к реб нку в коллективе и стараются сами сделать праздник незабываемым.
• Совместные с родителями развлечения, приуроченные к различным праздникам (День матери, День Защитников Отечества, День Победы и пр.) стали уже традиционными в детском саду. Их ждут и дети, и взрослые. Они дарят много положительных эмоций, дают хороший заряд бодрости.
• Не менее эффективная форма работы с родителями - конкурсы.
Регулярно проходят конкурсы «Поделки из природного материала», «Подарки для Деда мороза», «Осенние фантазии», «Будущие защитники Отечества» и др. Участвуя в них, родители раскрывали все свои интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается :
• Родительское собрание.
Можно использовать разные формы привлечения родителей на собрание: открытые занятия (или его фрагмент, небольшие выступления и конкурсы, показ видеосъ мки детей в процессе их ежедневной деятельности.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен. Опыт работы показал, что в результате налаживания партнерских взаимоотношений педагогов с семьей в условиях открытого дошкольного учреждения позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка, более 69% родителей обозначают себя активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями в условиях внедрения ФГОС ДО.