галина зубкова
Опыт работы «Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые контакты между семьями и ДОУ : приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.
Дальнейшая взаимосвязь родителей и воспитателя реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить успехи, независимо от конкретных проблем; ознакомления родителей с письменным материалом об их детях; рекомендаций посетить врача и т. п. ; посещений родителей с тем, чтобы они могли видеть, как занимается их ребенок, или знакомиться с работой учреждения. Родителям предлагается оказывать помощь ДОУ в качестве организаторов или спонсоров; они могут помочь в разработке со держания игротеки, сборе материалов для детских нужд и т. д. Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в ДОУ, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т. п. ; помогать в повседневных занятиях; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий.
Публикация «Опыт работы „Использование современных форм сотрудничества с семьями воспитанников“» размещена в разделах
Родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы взаимодействия с семьей представлены : коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.
К коллективным формам относятся родительские собрания, которые остаются одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.
Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Я нашла выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попыталась построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее. Собрания провожу в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т. д. Использую, видеофрагменты деятельности детей, фрагменты непосредственно образовательной деятельности, разнообразные презентации. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.
Индивидуальные беседы воспитателя с взрослыми членами семьи является весьма эффективной формой. В этих беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребенка, об успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе воспитателя или самих родителей. Иногда о такой беседе нужно договариваться заранее, иногда бывает достаточно разговора утром или вечером, когда родители приходят в детский сад.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. С их помощью мы знакомим родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуем преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье.
В своей работе я стараюсь наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия.
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно активно использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные (нетрадиционные) формы –семинары-практикумы, мастер-классы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т. п.
В связи с тем, что в последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в своей группе я использую больше разнообразные современные формы работы с родителями.
Применяю в работе с родителями следующие нетрадиционные формы : информационно-аналитические, познавательные, наглядно-информационные, досуговые.
Информационно-аналитические направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.
Досуговые призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные направлены на ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Информационно-просветительская форма направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, конференции, групповые консультации и др., Я практикую проведение родительских собраний в форме дискуссий, круглых столов.
В последнее время я стала активнее привлекать родителей к совместной деятельности педагога и детей, проводить непосредственно образовательную деятельность с участием родителей, прогулки, утреннюю гимнастику.
Осознавая важную роль, принадлежащую использованию современных методов общения в организации повышения педагогической компетентности родителей, я включаю в работу решение и ролевое проигрывание родителями проблемных ситуаций семейного воспитания, игровое взаимодействие родителей и детей в различной детской деятельности, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания, чтобы дать родителям возможность стать активными исследователями собственного родительского поведения, получить опыт нового видения привычных, стереотипных способов воздействия на ребенка.
Данные формы организации общения с родителей выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения (нормативно-правовые документы, режим работы ДОУ, режим работы группы, расписание непосредственно образовательной деятельности, информация о педагогических работниках). Информация вывешивается в родительских уголках.
Довольно широко в нашей группе используется такая информационно-ознакомительная форма, как Дни открытых дверей. Я рассматриваю эту форму взаимодействия прежде всего как способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами психолого-педагогической работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей. В группе накоплен богатый наглядно-информационный материал на разнообразные темы (ширмы, папки-передвижки, памятки, рекомендации).
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая.. Доброй традицией стало ежегодное проведение оздоровительных мероприятий, не зависящих от времени года.. Также ежегодно совместно с детьми родители принимают активное участие в музыкальных развлечениях «Весенний бал», «В мире музыки», в спортивных праздниках «Мы дружим со спортом», «Мама, папа, я – спортивная семья». Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Систематически в группе проводятся выставки совместного творчества родителей и детей. Из опыта работы я знаю, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Именно этот интерес я использую при организации выставок фотографий, рисунков, поделок. В течение этого года были организованы:
Фотовыставки
-«Мама – солнышко моё .
-«Мой папа Защитник Отечества.
Выставки рисунков
-«Наш любимый детский сад»
-«Огонь – наш друг, огонь – наш враг»
Выставки поделок
-«Осени щедрые дары
Папа может всё что угодно
Вот какая мама золотая прямо
Наблюдая во время выставок за родителями, я заметила, что в процессе ознакомления с работами других участников, подолгу рассматривают поделки вместе с детьми, обсуждают разнообразие творческих выдумок. Участие семей в конкурсах рисунков, поделок не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и родителей в общих делах. Результат совместного творчества детей и родителей способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих родителей.
Все формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Хорошо налажено общение между семьей и группой детского сада, что способствует поддержке ребенка, тому, что его жизнь в детском саду полна впечатлениями, любовью и доверием к окружающим.