Любовь Шкунова
Использование словесных игр во время режимных моментов в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
«Назови предметы».
Стеклянные: стакан, ваза, лампа, аквариум; кожаные: сапоги, туфли, босоножки, пальто, куртка, перчатки, плащ, кресло; деревянные: мебель и др. (Обязательно должны соблюдаться согласование слов.)
«Что для чего нужно?»
Инструмент — для работы, кукла — для игры, градусник — мерить температуру, часы — узнавать время, утюг — гладить бельё, ложка — кушать первое, вилка — кушать второе.
«Что надо человеку?»
Публикация «Использование словесных игр во время режимных моментов в детском саду» размещена в разделах
- Игры для детей
- Режимные моменты в детском саду
- Словесные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Близорукому — очки; инвалиду — костыль; подводнику — акваланг; космонавту — скафандр; художнику — кисть, краски, холст; глухому — слуховой аппарат; хоккеисту — шайба, клюшка.
«Что получит человек?»
За подвиг — награду; за озорство — наказание; за работу — плату.
«Каков результат работы?»
Художника — картины, машинистки — печатный лист, писателя — кни-га, строителя — дом, слесаря — кран (замок, портнихи — готовая одежда.
«Кто где работает?»
В магазине — продавец, в школе — учитель, в детском саду — воспита-тельница, в библиотеке — библиотекарь, на заводе — инженер, рабочие, в больнице — врачи.
«Назови объединяющее понятие».
Груша, яблоко — фрукт, редиска, картофель — овощ, автобус, метро — транспорт, тарелка, чашка — посуда.
«Кто больше заметит?»
Предлагаются игрушки разного цвета, из разного материала и неоди-наковой формы. Дети внимательно их рассматривают, затем игрушки за-крываются экраном.
— Кто заметит больше красных или деревянных, круглых или угло-ватых предметов?
— Красный кубик, красное одеяло, красная матрёшка (учитывается правильное согласование слов).
«Что не так?»
Карась — зверь, хомяк — рыба, кошка — насекомое и др.
«Найди, что требуется».
Обучающий предлагает ребятам подобрать картинки или назвать слова к предложениям.
Мальчик зимой пошё л кататься: горка, санки; каток, коньки. Дети вырезают фигурки: бумага, карандаш, ножницы.
«Что правильно?»
Задание позволяет проверить, как ребёнок ориентируется во времени :
а) что можно сделать за час? (Выстирать носовой платок; построить дом; помыть пол.) Дети выбирают правильный вариант ответа (помыть пол);
б) время суток : год, неделя, утро, день (утро, день);
в) время года : август, суббота, осень, вечер (осень).
«Что не подходит?»
Тюльпан, лилия, фиалка, фасоль; река, озеро, море, мост, пруд; кукла, песок, прыгалка, мяч, юла; стол, шкаф, ковёр, кровать, стул.
«С чем связано слово?»
Зима — снег, холод, мороз, шуба, сани, снеговик, лыжи, коньки. Конь — лошадь, телега, конюшня, грива, овёс. Вишня — дерево, сад, варенье, фрукт, компот. Дерево — лес, кора, пенёк, крона, ствол, листья, почки. Птица — яйцо, клюв, пение, соловей, перья, крылья, полёт. Глаза — зрение, слезы, моргать, ресницы, зрачок, видеть. Лодка — река, лето, весло, деревянная, мотор, корма, нос. Январь — зима, первый месяц, начало года, середина зимы.
«Скажи наоборот».
Высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, толстый — тонкий, сытый — голодный, твёрдый — мягкий, горячий — холодный, большой — маленький, глупый — умный, громкий — тихий, сладкий — горький, весёлый — грустный.
Спешить — медлить, строить — разрушать, зажечь — погасить, одеть — раздеть, надеть — снять, взять — положить, застегнуть — расстегнуть, поднять — опустить, налить — вылить, разрешать — запрещать, поздоро-ваться — попрощаться.
День — ночь, утро — вечер, свет — тьма, небо — земля, печаль — ра-дость, грязь — чистота, вход — выход, молчание — разговор, уродство — красота.
Высоко — низко, далеко — близко, наверху — внизу, справа — слева, впереди — сзади, хорошо — плохо, быстро — медленно.
«Закончи мысль».
Груша сладкая, а лимон кислый; снег белый, а уголь чёрный; верёвка крепкая, а нитка слабая; зимой холодно, а летом жарко.
«Не ошибись».
Задание позволяет проверить, как ребята ориентируются в про-странстве.
У детей лист бумаги и картонные кружочки. Обучающий комментирует «игру в хоккей» : «Удар! Шайба летит в верхний правый угол, в нижний левый, в центр, в верхний левый.» (Дети ставят кружочки в указанные места.) По окончании игры рассказывают всё по порядку.
«Как сказать иначе?»
Сегодня среда, к нам приходили гости во вторник. Когда они были? — Вчера.
Сегодня пятница, в субботу идём в цирк. Когда? — Завтра.
Сегодня понедельник, в кино пойдём через день. — В среду.
Когда пойдём? Как сказать иначе? — Послезавтра.
Сегодня четверг, в парке мы гуляли во вторник. Как сказать иначе? — Позавчера.
«Что подходит больше всего?»
В тёплых краях живут медведи, олени, волки, верблюды, пингвины.
В году — 24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев.
Месяц зимы — сентябрь, ноябрь, февраль.
В нашей стране не живёт соловей, аист, синица, страус, скворец.
Отец старше своего сына: часто, всегда, никогда, редко, иногда.
«Выбери самое главное».
У сапога есть шнурок, пряжка, ремешок, пуговица, замок, подошва. (Можно назвать части любого предмета.)
«Выбери пару главных слов».
Сад — растение, садовник, собака, забор, земля. Река — водоросли, рыба, раки, берег, рыболов, вода. Сарай — сеновал, лошади, крыша, скот, стены. Город — автомобиль, толпа, здания, велосипед, улицы.
«Самые непохожие».
На столе разные фигурки: круги, квадраты, разные по цвету и величине. Из них ребятам надо отобрать самые непохожие: красный маленький круг и синий большой квадрат.
«Найти по образцу одно из четырёх».
Образец: дождь — зонтик; мороз — холод, сани, зима, шуба.
Яйцо — скорлупа; картофель — огород, очистки, суп, овощи.
Паровоз — вагоны; конь — лошадь, овёс, телега, конюшня.
Пшено — каша; вишня — фрукт, варенье, ягоды, сад.
Полк — командир; завод — фабрика, директор, цех, рабочий.
Яблоня — сад; капуста — цветы, картошка, огород, борщ.
Хлеб — нож; дерево — пень, лес, пила, кора.
Собака — лай; птица — клюв, канарейка, гнездо, пение.
Двор — ворота; дом — город, жилище, дверь, строитель.
Туча — дождь; глаза — очки, зрение, слёзы, ресницы.
Электричество — провод; пар — ток, вода, труба, кипение.
Коньки — зима; лодка — весло, каток, лето, река.
Плавать — вода; летать — высоко, птица, пух, воздух.
Бежать — стоять; кричать — ползать, шуметь, молчать, плакать.
«Подбери подходящее».
Ребёнок получает пять картинок, затем произносятся пять слов, к каждому из которых следует подобрать подходящую картинку:
а) картинки: рубашка, озеро, норка, коляска, пешка; слова : шахматы, Саша, мышка, лялька, гусь.
б) картинки: матрёшка, стакан, шарик, кружка, мяч; слова : дерево, резина, стекло, металл, пластмасса,
в) картинки: свинья, корова, гриб, книга, лопата; слова : ученье, лес, молоко, работа, мясо.
Каждый раз обучающий спрашивает: «Какие слова названы?» Следует назвать именно слова, а не рисунки.
«Хорошо — плохо».
Цель: развитие творческой личности, чувства справедливости, умения логически мыслить и оценивать свои действия.
а) — На подносе стакан, чашка и кружка. Чем они похожи?
— Это посуда, из этих предметов мы пьём; они круглые, гладкие, глу-бокие, устойчивые.
— Да, это хорошая посуда, но, когда мы пользуемся этими предметами, нас не всё устраивает в них. Возьмём стакан. Что в нём хорошо?
— Он прозрачный, видно, сколько в нём содержимого.
— А что в нём плохо?
— Стекло бьется; если налить кипяток, стакан может лопнуть; у него нет ручки; нельзя взять рукой стакан с кипятком; нельзя и пить — обожжёшь губы. Кружка прочная, металлическая, с ручкой, но с кипятком тоже обжигает. Чашка — с ручкой, не обжигает, но бьётся. Вывод: для горячих напитков — чашка, для тёплых и холодных — кружка; чтобы пользоваться стаканом, требуется подстаканник.
б) Мама позвала ребёнка вечером с улицы домой. Перед ним выбор: сразу пойти — хорошо, маме приятно, но зато не погуляешь. Если ещё погулять — плохо, огорчишь маму. Малыш сам делает выбор.
Можно провести беседу на эту тему в детском саду или дома : в каждом человеке есть хорошее и не очень; один стеснительный, молчаливый, дру-гой много говорит, третий вспыльчивый, но все — добрые дети. Нужно от-носиться более терпимо друг к другу, стремиться сделать хорошее другому человеку. Тогда всем будет хорошо.
«Человек — какой?»
Обучающий предлагает ребятам назвать положительные и отрица-тельные качества человека.
— Какой бывает человек?
— Высокий, низкий, полный, худой, красивый, приятный, симпатичный, добрый, злой, ласковый, грубый, внимательный, приветливый, вежливый.
— Какой человек вам нравится (не нравится? Почему?
«Каким что бывает?»
Игра позволяет выяснить, как ребята понимают значения таких абст-рактных понятий, как длина, ширина, высота, толщина. Одновременно идёт работа по закреплению сравнительной степени прилагательных.
— Что бывает высоким?
— Дерево, столб, человек.
— Сравните, что выше, что ниже: столб или человек.
— Что бывает широким?
— Дорога, лента, шарф, полотенце. Шире — дорога, уже — лента.
«Что бывает таким?»
— Что бывает прямоугольной формы? Стол, шкаф, книга, коробка, телевизор.
«Найди две вещи».
Одна шире другой (толще, тяжелее, уже, короче, выше, раньше) : гусь толще утки; полдник раньше ужина и др.
«Кто больше вспомнит?»
Дети работают с многозначными словами. По возможности использу-ются картинки; в помощь детям задаются вопросы, например:
— Как мы ласково называем детскую руку? Что есть у двери? Где вы ещё встречались с этим словом?
— Ручка чайника, кружки, окна.
Слово ключ — от квартиры; прозрачный ручей; отгадка к чему-то; нотный ключ. (Слова : шляпка, коса. .)
«Уточним близкими словами». Ребята подбирают синонимы.
Образец: снег падает — кружится, опускается, ложится, вьётся; смелый человек — храбрый, бравый, отважный, бесстрашный и т. д.
«Найди сравнение».
— С чем можно сравнить бабочку?
— С цветочком, с летящей звёздочкой, с пушинкой.
— На что похож гром?
— Как будто кто-то по небу ездит; тигр рычит; что-то большое катают по полу и др.
Детям предлагается найти и запомнить сравнения в прочитанном тексте.