Надежда Никитина
«Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения к более старшему. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Стадо» и др.? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т. п. По этому признаку они и называются – народными.
Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П. Ф. Лесгафт именно народные игры положили в основу своей системы физического образования. К. Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей.
Публикация «„Использование русских народных (подвижных) игр в детском саду“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Русские народные игры
- Русские народные подвижные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.
В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, “Считалка” – это и проявление словесного детского творчества.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой (Г. С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.
Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.
Стадо
(с разнообразными движениями)
Упражнять в беге, ловкости, реагировать на сигнал.
Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных сторонах площадки. Овцы громко зовут пастуха:
-Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая,
Роса сладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!»- все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.
Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.
Игра проводится в помещении и на улице.
Жмурки
(ориентировка в пространстве)
Учить ориентироваться в пространстве с завязанными глазами, соблюдать правила игры и прислушиваться к различным движениям играющих.
Выбирается ведущий «жмурка».
Взрослый одному из детей завязывает глаза, а другие тихо стоят или тихо бегают на ограниченном месте, «жмурка» пытается поймать детей. Кого поймал, тот и «жмурка».
Игра проводится в помещении и на улице.
Гуси – лебеди
(бег)
Учить действовать по правилам. Упражнять в лёгком беге с ускорением и ловкости.
Выбирается волк и пастух, остальные – гуси.
На одной стороне отмечается дом гусе, сбоку логово волка. Пастух выгоняет пастись гусей на луг. Гуси ходят, летают. Затем пастух говорит:
Пастух: Гуси:
Гуси, Гуси! Га, га, га!
Есть хотите? Да, да, да!
Так летите же домой! Нам нельзя!
Почему? Серый волк под горой, не пускает
нас домой, зубы точит, съесть нас
хочет.
Так летите, как хотите,
Только крылья берегите?
Гуси летят домой, а волк пытается их поймать.
Игра проводится в помещении и на улице.
Считалки
Ахи, ахи, ахи, ох,
Маша сеяла горох,
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!
***
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дернули за гири.
Тут раздался страшный звон -
Разбежались мыши вон!
***
Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком, а котята кувырком.
Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха.
***
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай честных и добрых людей!