Марина Старкова
Использование сказок в финансово-экономическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Публикация «Использование сказок в финансово-экономическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
Экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка. Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, изучить себя, измерить, оценить свои возможности.
Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания детей дошкольного возраста на основе сказок являются:
- использование сказки не только как средства обучения экономике, но и как средство развития личности;
- организация комплексной работы со сказкой;
- создание экономически развивающей среды в группе.
С целью освоения финансово-экономических понятий можно выделить следующие группы сказок:
• Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний, выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса.
• Сказки, демонстрирующие традиции, быт людей, особенности ведения домашнего хозяйства;
• Сказки, раскрывающие потребности и пути их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные, дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
• Сказки, знакомящие с понятиями: «деньги», «доходы», «расходы» и т. д. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
В системе работы со сказкой экономического содержания, выделяются следующие этапы работы:
1. Определение вопросов экономической направленности, короткие диалоги, подбор иллюстраций.
2. Знакомство детей со сказкой - целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении.
3. Освоение детьми «экономического» содержания сказки, овладение умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
4. Творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
В процессе формирования у дошкольников экономических представлений целесообразно использовать словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
Важную роль играет и метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес детей к прочитанному и позволяет наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
И в народных, и в авторских сказках экономическое содержание раскрывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.
Решение логических и арифметических задач, задач-шуток с героями сказок оживит путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес к экономическим знаниям.
Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями, воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление и воображение.
В формировании экономических представлений большое значение имеет и развивающая предметно-пространственная среда. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия.
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Наиболее популярными формами работы с семьей в данном направлении являются:
оформление папок-передвижек с информационным материалом для родителей;
информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений;
привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи;
привлечение семей воспитанников к участию в мероприятиях по финансовой грамотности – квестах, конкурсах, театрализованных мини-постановок, акциях.
Таким образом, работа по формированию экономических представлений у дошкольников посредством сказки формирует интеллект детей, развивает у дошкольников интерес и любознательность. Сказки помогают ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать и постигать маленькие экономические истины и тайны.