Оксана Фурманова
Использование сказок как средства формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала особенно актуальной. Осознание данной проблемы преобразуется в цель предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в создание осознанного экологосообразного взаимодействие с нею. Такое взаимодействие представляется возможным при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической компетентности, формирование которой начинается с детства и продолжается всю жизнь. Одной из наиболее актуальных педагогических проблем является построение такого процесса обучения, развития и воспитания, который мог бы быть основой формирования экологической компетентности детей, основанной на новой системе духовно-нравственных ценностей общества. В толковом словаре С. И. Ожегова экологическая компетентность является результатом экологического воспитания дошкольников [4]. Понятие экологической компетентности включает в себя умение ребенка использовать знания о природе, позволяющие ему проявлять осведомленность в области экологии, способствующие практическому и умственному экспериментированию, бережному отношению к окружающему миру [1]. Е. В. Гончарова выделяет компоненты экологической компетентности дошкольников, которые представлены: экологическими знаниями; экологическими отношениями в системе «человек–природа» и их оценкой; экологическими переживаниями, которые связаны с состоянием как всей социоприродной среды, так и отдельных ее компонентов; волевыми устремлениями во взаимодействии с природой; экологическим выбором целей и средств оптимизации отношений в системе «человек–общество– природа»; поступками, обеспечивающими экологическую ответственность за состояние и улучшение социоприродной среды; проектированием у самого себя экологических качеств личности, которая осознает себя органической частью природы (Эко – Я) [2]. Дошкольные учреждения активно включаются в решение задач экологического воспитания детей. В условиях многообразия исследований, раскрывающих его отдельные направления, педагог испытывает затруднения в осуществлении целостной системы работы по формированию экологической компетентности дошкольников. В связи с этим актуальным представляется поиск эффективных средств формирования экологической компетентности дошкольников в условиях детского сада. Одним из воспитывающих и развивающих средств для работы с дошкольниками является сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме познакомить ребенка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. Как отмечает Ф. С. Капица, сказка является одним из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета [3]. Процесс формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредством использования сказок эффективен при соблюдении следующих педагогических условий: - разработка календарно-тематического планирования в соответствии с изучаемыми лексическими темами; - использование сказок, соответствующих возрасту детей; - отбор сказок с учетом использования различных экологических ситуаций, в которые включаются сказочные образы природы; - соблюдение требований к сказкам экологической тематики; - соблюдение определенных принципов при работе со сказкой; - организация поэтапной работы со сказкой; - применение разнообразных форм и методов использования сказки в процессе формирования экологической компетентности детей; - привлечение родителей к проблеме формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредством использования сказок. Подбирая сказки экологической тематики, рекомендуем руководствоваться следующими требованиями: конкретность содержания сказки, включение информации об объектах живой и явлениях неживой природы, доступной для понимания дошкольниками; соответствие информации о природных объектах содержанию экологических знаний детей, а также формированию осознанно-правильного отношения детей к объектам природы; содержание сказок может включать : сведения о природных объектах, их взаимосвязях и последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, о рациональном природопользовании; небольшой объем сказок.
Публикация «Использование сказок как средства формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2022
Список литературы
1. Бутвина О. Ю. Проблема формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста в процессе интегрированного обучения // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. – 2014. – С. 38-40
2. Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
3. Капица Ф. С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М. : Флинта, 2002. – 314 с.
4. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М. : ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012. – 1376 с.