Ольга Куприянова
Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сказкотерапии в работе учителя – логопеда в ДОУ
Подготовила:
Куприянова Ольга Евгеньевна
Учитель – логопед
МБОУ СОШ №3
«У КОГО В ДЕТСТВЕ НЕ БЫВАЕТ СКАЗКИ, ТОТ ВЫРАСТАЕТ СУХИМ, КОЛЮЧИМ ЧЕЛОВЕКОМ, И ЛЮДИ ОБ НЕГО УШИБАЮТСЯ, КАК О ЛЕЖАЩИЙ НА ДОРОГЕ КАМЕНЬ, И УКАЛЫВАЮТСЯ КАК О ЛИСТ ОСОТА» ИРИНА ТОКМАКОВА
Сказкотерапия
Публикация «Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда в ДОУ» размещена в разделах
это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждает их к речевому контакту.
Метод сказкотерапии
является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Анализ сказок (решение «открытых» сказочных задач).
Рассказывание сказок ( групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое).
Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов). Рисование сказок – изотерапия.
Приемы работы со сказкой на логопедическом занятии
вычленение слов из сказки с заданным звуком;
рифмовка слов (удалец-молодец);
придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
подбор эпитетов к сказочному герою; называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
придумывание нового названия сказки;
называние пропущенных слов в сказке.
В работе над предложением можно выделить два направления:
Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.
Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Для формирования правильного грамматического строя можно использовать следующие формы работы :
Составление предложений по опорным картинкам из сказок;
составление предложений с определенным словом,
несколькими словами;
распространение предложения;
составление предложений по демонстрации действий
сказочных персонажей;
составление предложений с опорой на игрушку;
упражнение "Закончи предложение" и т. д.
Формирование мелодико - интонационнной стороны речи
• развития речевого дыхания,
• плавности речи, дикции (на выдохе произносятся фразы,
• развитие различной силы выдыхания,
• развитие голоса с постепенной сменой силы голоса,
• развитие темпа, ритма и интонации голоса.
Логопедические сказки
Логосказки являются дидактическими, так как создаются учителем-логопедом, с одной стороны, для коррекции и развития речи ребенка, с другой, для организации учебного материала по воспитанию языковых и коммуникативных способностей.
• Мимические
• Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).
• Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).
• Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).
• Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).
• Сказки, способствующие формированию связной речи.
• Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах).
Цель: создание положительной мотивации к учебному процессу.
Абстрактные символы (буквы, звуки, предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
В форме дидактических сказок интересен учебный материал.
Мимические сказки
Артикуляционные сказки : Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков
Фонетические сказки
Сказки, способствующие развитию связной речи
Пальчиковые сказки : Пальчиковые игры являются универсальным тренингом мелкой моторики и речи у детей 3-5 лет. Подобные игры развивают внимание, воображение, память дошкольников. Стихотворная форма подачи материала помогает координировать речь и движения, вызывает у ребенка эмоциональный отклик, побуждает его озвучивать свои действия.
Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.
Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха.
Источники
1. Полухина О. Сказкотерапия : теория и практика.
2. Е. П. Ильин. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург Москва - Харьков – Минск 2001
3. Шорохова О. А. – Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. Издательство «Речь». Санкт-Петербург,2000г
5. Л. Б. Фесюкова. Воспитание сказкой.
6. Выгодская И. Г., Берковская Н. В. «Звукоград. Буквоград. Златоустия.» М. 2001г.