Марина Добролюбова
Проект «Счастливое сердце семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ семейных ценностей и гармоничных внутрисемейных отношений посредством интегрированного подхода, включающего психологическую поддержку, развитие речи и совместную деятельность с родителями.
Задачи проекта:
Для детей:
• Осознание значимости роли отца и матери в семье.
• Формирование позитивного образа родителей как любящих, заботливых и значимых людей.
• Развитие эмоциональной отзывчивости и умения выражать свои чувства к родителям.
• Совершенствование речевых навыков, связанных с семейной тематикой (речевые игры, рассказы о семье, описание родителей).
Для родителей:
• Повышение осознанности родительской роли и влияния на формирование личности ребенка.
• Обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком, основанным на любви, понимании и уважении.
• Развитие навыков организации совместного досуга с ребенком.
• Оказание психологической поддержки в вопросах воспитания и формирования семейных ценностей.
Целевая группа:
• Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет)
• Родители (законные представители) детей
• Педагог-психолог
• Учитель-логопед
• Воспитатели
Сроки реализации проекта: с сентября по май (9 месяцев)
Актуальность:
Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.
Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Поэтому на первый план, на сегодняшний день, выходит проблема формирования семейных ценностей.
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста.
Наша педагогическая задача – организовать свою работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности. А. С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи детского сада с семьёй – через воспитанников.
Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у детей сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.
Результаты анкетирования родителей выявили следующую проблему – отсутствие семейных традиций в семьях наших воспитанников, недостаточность представлений о семейных ценностях и традициях.
Поэтому проблему формирования семейных ценностей, считаем достаточно актуальной.
Факторы актуальности:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»: первостепенная роль в становлении личности и социализации ребенка-дошкольника принадлежит семье, так как именно в ней начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, формируются интересы, развиваются способности.
- ФГОС дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ»: приняты десять ценностей, на которые опираются ФГОС всех уровней образования.
- Возрождение семейных ценностей в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап (сентябрь):
• Определение целей, задач, содержания и форм работы.
• Разработка конспектов занятий, мероприятий и мастер-классов для родителей.
• Подбор методического материала и оборудования.
• Анкетирование родителей для выявления потребностей и интересов, а также уровня знаний о семейных ценностях.
• Индивидуальные консультации с воспитателями для координации работы.
2. Основной этап (октябрь - апрель):
Интегрированное занятие “Мой любимый папа”
Цель: Формирование позитивного образа отца, развитие эмоциональной связи между ребенком и отцом.
Роль педагога-психолога: Проведение игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы, формирование чувства благодарности и любви к отцу, работа с проективными методиками (например, “Рисунок моего папы”).
Роль учителя-логопеда: Развитие речи детей через составление рассказов о папе, описание его внешности и характера, игры на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (например, “Папа какой?”, “Что умеет папа?”).
План проведения занятия:
- Беседа о роли папы в семье.
- Рассматривание фотографий пап.
- Игра “Какой должен быть папа?”.
- Составление рассказов “Расскажи о своем папе”.
- Игра «Собери картинку».
- Изготовление подарка для папы – игра «Нарисуй портрет своего мапы» (с пожеланиями для пап).
- Игра «Дом для моей семьи»
Интегрированное занятие “Мама – первое слово”
Цель: Формирование позитивного образа матери, развитие эмоциональной связи между ребенком и матерью.
Роль педагога-психолога: Проведение игр и упражнений на развитие эмпатии, формирование чувства благодарности и любви к маме, работа с техникой “ласковое прикосновение”.
Роль учителя-логопеда: Развитие речи детей через составление рассказов о маме, рассказывание стихов о маме, игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
План проведения занятия:
- Беседа о роли мамы в семье.
- Прослушивание колыбельной песни.
- Игра “Мамины руки”.
- Игра «Какая твоя мама?»
- Рассказывание детьми стихов о мамах.
- Игра «Отгадай загадки»
- Игра «Составь предложение по картинке»
- Составление рассказов “Моя мама самая лучшая, потому что…”.
- Изготовление поздравительной газеты для мамы.
Выставка рисунков «Моя семья»
Цель: Развитие творческих способностей детей, выражение их чувств и представлений о семье в изобразительной форме.
Роль педагога-психолога: Помощь детям в выражении своих эмоций и чувств через рисунок, интерпретация рисунков (при необходимости) для выявления особенностей детско-родительских отношений.
Роль учителя-логопеда: Предложение детям описать свои рисунки, используя развернутые фразы и предложения. Организация обсуждения рисунков, направленного на развитие речи и коммуникативных навыков.
Этапы проведения:
- Объявление о выставке и прием работ.
- Создание детьми рисунков на тему “Моя семья” (в детском саду или дома).
- Организация выставки рисунков в ДОУ.
- Награждение участников (по номинациям, например, “Самый яркий рисунок”, “Самый оригинальный рисунок”).
Конкурс чтецов «Наша дружная семья»
Цель: Развитие у детей интереса к художественной литературе, посвященной теме семьи, развитие речевых навыков и артистических способностей.
Роль педагога-психолога: Помощь детям в выборе стихотворений, соответствующих их эмоциональному состоянию и особенностям восприятия. Подготовка рекомендаций для родителей по поддержке детей во время подготовки к конкурсу.
Роль учителя-логопеда: Работа над правильным произношением звуков, дикцией и интонацией. Подготовка речевых упражнений для разминки перед выступлением.
Этапы проведения:
- Объявление о конкурсе и прием заявок.
- Подготовка детьми стихотворений о семье (самостоятельно или с помощью родителей и педагогов).
- Проведение конкурса (выступления детей перед жюри и зрителями).
- Награждение победителей.
Мастер-класс для родителей “Игра с ребенком в жизни вашей семьи”
Цель: Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком через игру.
Роль педагога-психолога: Представление теоретической информации о значении игры в развитии ребенка, демонстрация различных видов игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, проведение практических упражнений на развитие навыков игрового взаимодействия. Анализ типичных ошибок родителей в игре.
Роль учителя-логопеда: Представление речевых игр и упражнений, которые можно использовать в совместной игре с ребенком для развития речи и коммуникативных навыков.
План проведения мастер-класса:
- теоретическая часть (беседа с родителями о важности семейных игр, просмотр и обсуждение интервью детей «Совместные игры с родителями», диалог с родителями «Рисунок моя любимая игрушка»)
- практическая часть (проигрывание с родителями народных, словесных и творческих семейных игр).
Создание герба семьи
Цель: Развитие чувства принадлежности к семье, осознание семейных ценностей и традиций.
Роль педагога-психолога: Помощь в осознании и формулировании семейных ценностей и принципов, которые будут отражены в гербе. Проведение беседы о значении символов и их использовании в геральдике.
Роль учителя-логопеда: Помощь в формулировании слогана для герба, развитии умения рассказывать о своей семье и ее гербе.
План проведения мероприятия:
- Беседа о том, что такое герб и что он символизирует.
- Рассмотрение примеров гербов.
- Обсуждение семейных ценностей и традиций.
- Разработка эскиза герба.
- Изготовление герба из различных материалов.
- Выставка гербов семей детей.
Создание генеалогического древа
Цель: Формирование представления о родственных связях, истории семьи, уважения к предкам.
Роль педагога-психолога: Помощь в осознании связи поколений, формировании чувства гордости за свою семью.
Роль учителя-логопеда: Помощь в составлении рассказов о членах семьи, развитие умения задавать вопросы и получать информацию о своих предках.
Роль педагогов группы:
Сбор информации о членах семей детей группы (имена, даты рождения, профессии, увлечения, фото).
План проведения мероприятия:
- Беседа о том, что такое генеалогическое древо.
- Рассмотрение примеров генеалогических древ.
- Создание генеалогического древа.
- Выставка генеалогических древ семей детей.
Картотека игр и заданий “ПОМОГАТОР для родителей” по теме «Семья и семейные ценности»
Цель: Обеспечение родителей практическими материалами для организации совместного досуга с детьми, направленного на развитие речи и формирование семейных ценностей.
Роль педагога-психолога: Отбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование позитивных отношений в семье, снятие эмоционального напряжения.
Роль учителя-логопеда: Разработка речевых игр и упражнений, направленных на развитие речи, внимания, памяти, мышления ребенка. Составление описания каждой игры с указанием цели, правил и необходимого материала.
Викторина о семейных ценностях «Моя семья» – итоговое мероприятие проекта
Цель: Закрепление знаний детей о семье, развитие познавательной активности и логического мышления.
Роль педагога-психолога: Подготовка вопросов викторины, направленных на развитие эмоционального интеллекта и понимания семейных ценностей. Создание позитивной и поддерживающей атмосферы во время викторины.
Роль учителя-логопеда: Подготовка вопросов викторины, требующих от детей четких и развернутых ответов.
Этапы проведения:
- Объявление о викторине и формирование команд.
- Проведение викторины (вопросы и задания по теме “Семья”).
- Подведение итогов и награждение победителей.
Примерные вопросы викторины:
Как зовут твоих родителей?
Кем работают твои родители?
Какие традиции есть в вашей семье?
Как ты помогаешь дома?
Назови ласковые имена членов твоей семьи.
Что такое генеалогическое древо?
Что символизирует герб семьи?
Какие семейные ценности ты знаешь?
3. Заключительный этап (май):
• Организация итоговой выставки, включающей семейные гербы, генеалогические древа и лучшие рисунки с выставки “Моя семья”.
• Проведение гала-концерта, включающего выступления победителей конкурса чтецов, награждение победителей викторины и вручение грамот участникам проекта.
• Повторное анкетирование родителей для оценки эффективности проекта.
• Анализ результатов проекта, разработка рекомендаций для дальнейшей работы.