Папки-передвижки

Проект «Счастливое сердце семьи»

Марина Добролюбова
Проект «Счастливое сердце семьи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Формирование у детей дошкольного возраста основ семейных ценностей и гармоничных внутрисемейных отношений посредством интегрированного подхода, включающего психологическую поддержку, развитие речи и совместную деятельность с родителями.

Задачи проекта:

Для детей:

• Осознание значимости роли отца и матери в семье.

• Формирование позитивного образа родителей как любящих, заботливых и значимых людей.

• Развитие эмоциональной отзывчивости и умения выражать свои чувства к родителям.

• Совершенствование речевых навыков, связанных с семейной тематикой (речевые игры, рассказы о семье, описание родителей).

Для родителей:

• Повышение осознанности родительской роли и влияния на формирование личности ребенка.

• Обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком, основанным на любви, понимании и уважении.

• Развитие навыков организации совместного досуга с ребенком.

• Оказание психологической поддержки в вопросах воспитания и формирования семейных ценностей.

Целевая группа:

• Дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (5-7 лет)

• Родители (законные представители) детей

• Педагог-психолог

• Учитель-логопед

• Воспитатели

Сроки реализации проекта: с сентября по май (9 месяцев)

Актуальность:

Повышение внимания к проблемам социально – личностного развития детей связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги нашего ДОУ столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей.

Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.

Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития.

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Поэтому на первый план, на сегодняшний день, выходит проблема формирования семейных ценностей.

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста.

Наша педагогическая задача – организовать свою работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели - становление духовно-нравственной личности. А. С. Макаренко говорил, что самый доступный способ связи детского сада с семьёй – через воспитанников.

Это направление продолжено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Воспитание ценностного отношения к семье у детей сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. От решения данной проблемы зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

Результаты анкетирования родителей выявили следующую проблему – отсутствие семейных традиций в семьях наших воспитанников, недостаточность представлений о семейных ценностях и традициях.

Поэтому проблему формирования семейных ценностей, считаем достаточно актуальной.

Факторы актуальности:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации»: первостепенная роль в становлении личности и социализации ребенка-дошкольника принадлежит семье, так как именно в ней начинается процесс познания особенностей человеческих отношений, формируются интересы, развиваются способности.

- ФГОС дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

- «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина РФ»: приняты десять ценностей, на которые опираются ФГОС всех уровней образования.

- Возрождение семейных ценностей в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап (сентябрь):

• Определение целей, задач, содержания и форм работы.

• Разработка конспектов занятий, мероприятий и мастер-классов для родителей.

• Подбор методического материала и оборудования.

• Анкетирование родителей для выявления потребностей и интересов, а также уровня знаний о семейных ценностях.

• Индивидуальные консультации с воспитателями для координации работы.

2. Основной этап (октябрь - апрель):

Интегрированное занятие “Мой любимый папа”

Цель: Формирование позитивного образа отца, развитие эмоциональной связи между ребенком и отцом.

Роль педагога-психолога: Проведение игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы, формирование чувства благодарности и любви к отцу, работа с проективными методиками (например, “Рисунок моего папы”).

Роль учителя-логопеда: Развитие речи детей через составление рассказов о папе, описание его внешности и характера, игры на расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (например, “Папа какой?”, “Что умеет папа?”).

План проведения занятия:

- Беседа о роли папы в семье.

- Рассматривание фотографий пап.

- Игра “Какой должен быть папа?”.

- Составление рассказов “Расскажи о своем папе”.

- Игра «Собери картинку».

- Изготовление подарка для папы – игра «Нарисуй портрет своего мапы» (с пожеланиями для пап).

- Игра «Дом для моей семьи»

Интегрированное занятие “Мама – первое слово”

Цель: Формирование позитивного образа матери, развитие эмоциональной связи между ребенком и матерью.

Роль педагога-психолога: Проведение игр и упражнений на развитие эмпатии, формирование чувства благодарности и любви к маме, работа с техникой “ласковое прикосновение”.

Роль учителя-логопеда: Развитие речи детей через составление рассказов о маме, рассказывание стихов о маме, игры на развитие лексико-грамматического строя речи.

План проведения занятия:

- Беседа о роли мамы в семье.

- Прослушивание колыбельной песни.

- Игра “Мамины руки”.

- Игра «Какая твоя мама?»

- Рассказывание детьми стихов о мамах.

- Игра «Отгадай загадки»

- Игра «Составь предложение по картинке»

- Составление рассказов “Моя мама самая лучшая, потому что…”.

- Изготовление поздравительной газеты для мамы.

Выставка рисунков «Моя семья»

Цель: Развитие творческих способностей детей, выражение их чувств и представлений о семье в изобразительной форме.

Роль педагога-психолога: Помощь детям в выражении своих эмоций и чувств через рисунок, интерпретация рисунков (при необходимости) для выявления особенностей детско-родительских отношений.

Роль учителя-логопеда: Предложение детям описать свои рисунки, используя развернутые фразы и предложения. Организация обсуждения рисунков, направленного на развитие речи и коммуникативных навыков.

Этапы проведения:

- Объявление о выставке и прием работ.

- Создание детьми рисунков на тему “Моя семья” (в детском саду или дома).

- Организация выставки рисунков в ДОУ.

- Награждение участников (по номинациям, например, “Самый яркий рисунок”, “Самый оригинальный рисунок”).

Конкурс чтецов «Наша дружная семья»

Цель: Развитие у детей интереса к художественной литературе, посвященной теме семьи, развитие речевых навыков и артистических способностей.

Роль педагога-психолога: Помощь детям в выборе стихотворений, соответствующих их эмоциональному состоянию и особенностям восприятия. Подготовка рекомендаций для родителей по поддержке детей во время подготовки к конкурсу.

Роль учителя-логопеда: Работа над правильным произношением звуков, дикцией и интонацией. Подготовка речевых упражнений для разминки перед выступлением.

Этапы проведения:

- Объявление о конкурсе и прием заявок.

- Подготовка детьми стихотворений о семье (самостоятельно или с помощью родителей и педагогов).

- Проведение конкурса (выступления детей перед жюри и зрителями).

- Награждение победителей.

Мастер-класс для родителей “Игра с ребенком в жизни вашей семьи”

Цель: Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком через игру.

Роль педагога-психолога: Представление теоретической информации о значении игры в развитии ребенка, демонстрация различных видов игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, проведение практических упражнений на развитие навыков игрового взаимодействия. Анализ типичных ошибок родителей в игре.

Роль учителя-логопеда: Представление речевых игр и упражнений, которые можно использовать в совместной игре с ребенком для развития речи и коммуникативных навыков.

План проведения мастер-класса:

- теоретическая часть (беседа с родителями о важности семейных игр, просмотр и обсуждение интервью детей «Совместные игры с родителями», диалог с родителями «Рисунок моя любимая игрушка»)

- практическая часть (проигрывание с родителями народных, словесных и творческих семейных игр).

Создание герба семьи

Цель: Развитие чувства принадлежности к семье, осознание семейных ценностей и традиций.

Роль педагога-психолога: Помощь в осознании и формулировании семейных ценностей и принципов, которые будут отражены в гербе. Проведение беседы о значении символов и их использовании в геральдике.

Роль учителя-логопеда: Помощь в формулировании слогана для герба, развитии умения рассказывать о своей семье и ее гербе.

План проведения мероприятия:

- Беседа о том, что такое герб и что он символизирует.

- Рассмотрение примеров гербов.

- Обсуждение семейных ценностей и традиций.

- Разработка эскиза герба.

- Изготовление герба из различных материалов.

- Выставка гербов семей детей.

Создание генеалогического древа

Цель: Формирование представления о родственных связях, истории семьи, уважения к предкам.

Роль педагога-психолога: Помощь в осознании связи поколений, формировании чувства гордости за свою семью.

Роль учителя-логопеда: Помощь в составлении рассказов о членах семьи, развитие умения задавать вопросы и получать информацию о своих предках.

Роль педагогов группы:

Сбор информации о членах семей детей группы (имена, даты рождения, профессии, увлечения, фото).

План проведения мероприятия:

- Беседа о том, что такое генеалогическое древо.

- Рассмотрение примеров генеалогических древ.

- Создание генеалогического древа.

- Выставка генеалогических древ семей детей.

Картотека игр и заданий “ПОМОГАТОР для родителей” по теме «Семья и семейные ценности»

Цель: Обеспечение родителей практическими материалами для организации совместного досуга с детьми, направленного на развитие речи и формирование семейных ценностей.

Роль педагога-психолога: Отбор игр и упражнений, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование позитивных отношений в семье, снятие эмоционального напряжения.

Роль учителя-логопеда: Разработка речевых игр и упражнений, направленных на развитие речи, внимания, памяти, мышления ребенка. Составление описания каждой игры с указанием цели, правил и необходимого материала.

Викторина о семейных ценностях «Моя семья» – итоговое мероприятие проекта

Цель: Закрепление знаний детей о семье, развитие познавательной активности и логического мышления.

Роль педагога-психолога: Подготовка вопросов викторины, направленных на развитие эмоционального интеллекта и понимания семейных ценностей. Создание позитивной и поддерживающей атмосферы во время викторины.

Роль учителя-логопеда: Подготовка вопросов викторины, требующих от детей четких и развернутых ответов.

Этапы проведения:

- Объявление о викторине и формирование команд.

- Проведение викторины (вопросы и задания по теме “Семья”).

- Подведение итогов и награждение победителей.

Примерные вопросы викторины:

Как зовут твоих родителей?

Кем работают твои родители?

Какие традиции есть в вашей семье?

Как ты помогаешь дома?

Назови ласковые имена членов твоей семьи.

Что такое генеалогическое древо?

Что символизирует герб семьи?

Какие семейные ценности ты знаешь?

3. Заключительный этап (май):

• Организация итоговой выставки, включающей семейные гербы, генеалогические древа и лучшие рисунки с выставки “Моя семья”.

• Проведение гала-концерта, включающего выступления победителей конкурса чтецов, награждение победителей викторины и вручение грамот участникам проекта.

• Повторное анкетирование родителей для оценки эффективности проекта.

• Анализ результатов проекта, разработка рекомендаций для дальнейшей работы.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи»Детский исследовательский проект «Профессии моей семьи» Цель: узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях. Задачи: познакомиться с разнообразием профессий и важности труда.

Дистанционный проект «Победа в сердце каждого живёт»Дистанционный проект «Победа в сердце каждого живёт» Дистанционный проект «Победа в сердце каждого живёт» Цель проекта: создание условий для воспитания патриотизма у старших дошкольников,.

Фотоотчёт о празднике «Счастливое детство»Фотоотчёт о празднике «Счастливое детство» Доброго времени суток дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! В Торжокском районе становится традицией проведение районного праздника.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Счастливое сердце семьи»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 19:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Счастливое сердце семьи»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Добролюбова (УИ 147063) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД