Папки-передвижки

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Лидия Никогосян
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Сказка - ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок»

Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с

которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша,

который был бы равнодушен к сказке.

Ведь сказки полны народной мудрости, они помогают научиться

слушать другого человека, учат видеть добро и зло. Сказка помогает

ребенку учиться справляться с трудностями и учит находить разные

Публикация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

способы выхода из затруднительных положений.  

Вовремя рассказанная сказка может помочь малышу решить свою

детскую проблему, обрести уверенность в себе, излечить детские страхи.

В конце концов, сказки могут направить энергию ребенка в правильное

русло - русло самопознания и безграничного творчества.

 

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы  войти   в действительность новыми путями, может

помочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение»

Д. Родари

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет

мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая

при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным

и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также

одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или

иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у

ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие

проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость

и неуверенность в себе.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и

увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет

мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая

при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным

и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также

одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или

иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у

ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие

проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость

и неуверенность в себе.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и

увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет

мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая

при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным

и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также

одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или

иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у

ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие

проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость

и неуверенность в себе.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и

увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий.

Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет

мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая

при этом самые разные задачи. Сказка является наиболее эффективным

и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также

одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или

иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

В каких случаях уместно “лечение сказкой”? Оно необходимо, если у

ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие

проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость

и неуверенность в себе.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и

увидеть различные пути их решения.

Художественные сказки делятся на народные и авторские.

Народные сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей

позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному

человеку.

  Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребё нка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Диагностические сказки позволяют определить наличие

проблемы у ребёнка, а также определить его характер и

отношение к тому, что его окружает. Например, если ребёнок

отдает предпочтение сказкам, где главным героем является зайка-

трусишка, то можно предположить, что он сам достаточно

застенчивый, с повышенным уровнем тревожности.

Диагностическая сказка может способствовать выявлению

состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить

вслух.

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на

поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на

более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то

есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку

положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что

ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет

стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе

со своими страхами и проблемами

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей,

учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является

отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Медитативные   сказки   рассказываются под специальную музыку,

способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают,

вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с

самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают

атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают

напряжения и возбуждения.

Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки

прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает

глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами

отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну

или «в волшебный лес…»

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей,

учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является

отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.

Медитативные   сказки   рассказываются под специальную музыку,

способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают,

вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с

самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают

атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают

напряжения и возбуждения.

Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки

прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает

глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами

отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну

или «в волшебный лес…»

Приёмы работы со сказкой :

Чтение сказки и её анализ

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой

сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

О чём сказка?

Что запомнилось больше всего?

Какие герои запомнились? Почему?

Что случилось с тем или иным персонажем?

Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?

Какие чувства, какое настроение после сказки?

Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

Случались ли у тебя похожие ситуации?

Чему мы можем научиться у этой сказки?

Чтение сказки и её анализ

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой

сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

О чём сказка?

Что запомнилось больше всего?

Какие герои запомнились? Почему?

Что случилось с тем или иным персонажем?

Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?

Какие чувства, какое настроение после сказки?

Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

Случались ли у тебя похожие ситуации?

Чему мы можем научиться у этой сказки?

Чтение сказки и её анализ

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой

сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

О чём сказка?

Что запомнилось больше всего?

Какие герои запомнились? Почему?

Что случилось с тем или иным персонажем?

Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?

Какие чувства, какое настроение после сказки?

Случается ли такое в жизни, по-настоящему?

Случались ли у тебя похожие ситуации?

Чему мы можем научиться у этой сказки?

Рассказывание сказок :

Рассказывание сказки от первого или третьего лица.  

Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или пенька, на котором сидел Колобок».

 Групповое рассказывание сказок. Каждый  из группы детей по очереди

рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.

Групповое придумывание сказки. Первый ребенок   говорит первую фразу: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т. д. Этот прием помогает развивать произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.

Проигрывание эпизодов сказки, драматизация

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые

эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в

ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо

отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно

будут проиграны.

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается

на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои

движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с

куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые

обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисование по мотивам сказки

-  рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

любимого сказочного героя,

сказочной страны

Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или

другого чувства, которое беспокоило.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит :

Ритуал «входа в сказку» (настрой на совместную работу).

Например, передача волшебного клубочка по кругу, проход через волшебный обруч,

ритуальная присказка : «Добрая волшебница в гости пригласила, двери в сказку нам тихонько

приоткрыла». "Сказка в гости к нам пришла, нам встречать ее пора!"

Основную часть, где педагог рассказывает детям новую сказку, использует

разнообразные приемы работы со сказкой (обсуждение, вопросы к детям, инсценирование

сказки, рисование сказки) Педагог обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких

ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня.

Резюмирование

Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Воспитатель

подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на

занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость

приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в

которых дети могут использовать опыт, что приобрели сегодня.

Ритуал «выхода из сказки».  Дети, стоя в кругу, проговаривают: «Мы берём с

собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование интерактивной игрушки «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста Обучение детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Вот и дети моей группы на непосредственной.

Использование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослымиИспользование методов пластилинотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста и взрослыми Важным способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возрастаИспользование приёмов ТРИЗ — технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста .

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазлИспользование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2021 в 23:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Никогосян (УИ 2032170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД