Анжела Фролова
Использование системы ТРИЗ для детей с ОВЗ в группах для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование системы ТРИЗ для детей с ОВЗ, в группах для детей с ОНР.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными стандартами, меняется цель коррекционной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач.
Темочки:
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- ТРИЗ. Консультации для педагогов
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками с нарушениями речи позволяет решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников. Способность осуществлять коммуникации очень ценное образование, которое позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем.
Основной контингент логопедической группы составляют дети с ОНР.
У таких детей очень трудно бывает удержать их внимание, побудить интерес к занятию, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти, развивать мышление. Поэтому работа с данными детьми заставляет искать те формы, которыми можно облегчить детскую деятельность, сделать процесс более интересным и полезным.
С целью преодоления речевых нарушений я использую технологию ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).
- формированию творческих способностей детей на основе развития активных форм мышления в единстве с творческим воображением;
- создаёт предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования;
- предусматривает развитие у детей фантазии.
Методы ТРИЗ : метод противоречий, мозговой штурм, метод проб и ошибок, идеальный конечный результат, морфологический анализ, метод фокальных объектов, моделирование маленькими человечками, системный оператор.
Для данной категории детей, учитывая их особенности (особенности внимания, памяти, мышления и т. д.) использую адаптированные игровые приёмы ТРИЗ. Значение игровых приёмов ТРИЗ в практике несомненно высоко: это средство воспитания, обучения и развития детей, диагностика и познание ребёнка, средство коррекции воспитанников, и что самое главное: ребёнок не утомляется, длительное время держит интерес, в игре он активен.
Игра «Пять волшебников»
Цель: активизация словаря по данной теме.
Например, лексическая тема: «Фрукты», волшебники - это глаз, нос, рот, рука и ухо.
Логопед предлагает детям рассмотреть яблоко и задаё т детям вопрос: «Что о нём скажет каждый волшебник?» Например, волшебник глаз скажет, что оно красное, волшебник нос скажет, что оно вкусно пахнет, волшебник рот скажет какое оно на вкус, волшебник рука скажет, что оно твёрдое, а бывает и мягкое, волшебник ухо скажет, что оно тихий и его неслышно, оно не пищит, не свистит, не шумит.
Использование элементов ТРИЗ технологии повышает интерес к занятию, дает возможность к развитию творчества каждого ребенка, проявления интеллектуальной инициативы. Недопустимость недоброжелательной оценки творческих попыток исключает страх перед новым, неизвестным, позволяет сформировать инициативность, познавательную активность, развивать воображение. Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
• в активизации познавательной деятельности детей;
• в создании мотивационных установок на проявление творчества;
• в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
• повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами;
• формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;
• развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
• дает возможность закрепить звуки в речи различными способами;
Список используемой литературы :
1. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.