Волкова Ирина Викторовна
Использование синтезатора в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Использование синтезатора в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре.
Волкова Ирина Викторовна
МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ
Ассоциированная школа ЮНЕСКО
г. Краснодар
На занятиях хореографии, ритмической гимнастики, как в старших, так и в младших группах используется музыкальное сопровождение. Традиционно концертмейстер работал по сборникам, состоящих из отрывков музыкальных произведений классического, современного, или народного направления. В нынешнее время, с появлением новых инструментов, образовательных технологий, использование одного инструмента (фортепиано) – мало.
Публикация «Использование синтезатора в процессе приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре» размещена в разделах
Так, в рамках выигранного гранта «Техносферы», на занятиях хореографии, по программе «Хрустальный башмачок» в группах раннего интеллектуально-эмоционального развития «Элита» МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ Ассоциированной школы ЮНЕСКО наряду с фортепиано используется синтезатор.
Синтезатор - это специализированный музыкальный компьютер. Его широкое распространение в профессиональной музыке и музыкальном быту – проявление современной тенденции компьютеризации различных видов деятельности. Игра на синтезаторе позволяет значительно обогатить творчество концертмейстера, так, как наряду с традиционной исполнительской деятельностью включаются элементы звукорежиссерской и композиторской деятельности, благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество концертмейстера, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но и простым, и продуктивным.
Самым первым вариантом электронного музыкального инструмента и прародителем синтезатора был изобретенный в XIX веке музыкальный телеграф Элайша Грея. Он состоял из клавиатуры и встроенных динамиков. Это была скорее экспериментальная модель, нежели музыкальный инструмент. Настоящий электронный инструмент изобрел чуть позже Тадеус Кахилл, и назывался он Телармониум. Этот аппарат весил несколько тонн и занимал несколько метров. Прожил инструмент недолго, так как на тот момент еще не были изобретены усилители звука, которые могли бы обеспечить ему должное звучание.
В 90-х годах появились цифровые синтезаторы. Первым был Nord Lead от компании Clavia. Внешне он был схож с аналоговыми предшественниками, а одним из главных достоинств было наличие процессора и операционной системы, благодаря которым можно было не только записывать, но и хранить банки с пресетами.
На нем исполняются как отрывки из классических произведений (имитация звучания рояля, так и современные, популярные композиции из различных мультфильмов и кинофильмов. Музыкальный материал подбирается с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Синтезатор, имеет множество функции, имитирующих различные инструменты: начиная от ударных, струнных, кончая духовыми. Функция VOICE означает палитру инструментов, с помощью которых можно выбрать главную мелодию. Функция ACMP означает «аккомпанемент», его существует несколько видов. Функция TEMPO означает «скорость». Концертмейстер имеет возможность выбирать вид аккомпанемента, скорость, подобрать аккорды в левой руке, инструмент, исполняющий главную мелодию. SONG – означает самостоятельное исполнение музыкального произведения с демонстрацией нескольких инструментов. С помощью этой функции на уроке хореографии можно делать движения без участия концертмейстера. Функция «SONG (DEMO)» дает возможность играть произведения людям, не имеющих музыкального образования, т. к. на экране дисплея видны аккорды левой руки и главная мелодия в правой руке, во время исполнения можно подыграть обеими руками.
Так же с использованием синтезатора можно создать фонограмму, путем «наложения» нескольких звуковых дорожек. Функция USER SONG FLASH MEMORY дает возможность записи нескольких фонограмм на 2/4,, 4/4 и исполнять на уроках хореографии путем переключения с одной мелодии на другую, что сокращает время на поиск нужной композиции в нескольких сборниках.
Синтезатор удобно применять не только на уроках хореографии, но и на утренниках, представлениях для детей и их родителей. Так, например, на утренниках, посвященных Новому году, педагог Панина Ф. Г. сделала оригинальное музыкальное оформление выхода Деда Мороза, Снегурочки и других сказочных персонажей, используя разные звуковые эффекты.
Очень важное значение имеет умение концертмейстера подбирать мелодии «по слуху», так, как не все произведения опубликованы. Популярные мелодии из мультфильмов, кинофильмов прошлых лет дети хотят слушать и сегодня. Подобранная известная мелодия гармонирует танцевальные движения - усиливает желание ребенка приблизиться к музыке или к хореографии еще больше, занятия посещает с удовольствием.
Из вышесказанного следует, что надо избегать стереотипы игры только по сборникам. Нужно применять для занятий и композиции, подобранные «по слуху», при этом для исполнения используя не только «старые» способы (фортепиано, но и современные инструменты.
Список использованной литературы :
Клюквина И. Г. «Обучение игре на синтезаторе» 2009/10 уч. год.
Инструкция по использованию синтезатора.
https://www.letopis.info/themes/music/istorija_sintezatora.html.