Приложение МААМ

Использование сенсорного оборудования для сохранения психического здоровья детей раннего возраста

Наталья Симонова
Использование сенсорного оборудования для сохранения психического здоровья детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование сенсорного оборудования для сохранения психического здоровья детей раннего возраста

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Публикация «Использование сенсорного оборудования для сохранения психического здоровья детей раннего возраста» размещена в разделах

Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую информацию в ЦНС. Сенсорный приток, предоставляя информацию в центральную систему, является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, предопределяет развитие поведения и психики. Поиск средств и методов избирательного использования средовых воздействий, мобилизующих резервные возможности нервной системы, имеет большое значение в практике медицины и педагогики. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов: зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов. Кроме того, сенсорное восприятие часто включает в себя крайне важную эмоциональную окраску. По мнению, Л. С. Выготского, именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса, называя ребенка раннего возраста “ярким образцом эмоционального типа поведения”

Л. С. Выготский описал ситуацию развития ребёнка раннего возраста, как «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребёнком и окружающей его действительностью….».

У детей раннего возраста наблюдается естественная эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, выраженная моторная неловкость, недостаточная работоспособность. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений, воспринимая окружающий мир линейно, однобоко.

Для формирования системных занятий об окружающем мире, дифференциации слуховых, зрительных и тактильных ощущений, как основы перцептивного и речевого развития, необходимо создание такой предметно-игровой среды, которая обеспечивает формирование способности взаимодействовать с окружающим миром, активно вступать в контакт с окружающими.

Сенсорное воздействие является мощным инструментом для расширения мировоззрения ребенка, его сенсомоторного и познавательного развития, обеспечения эмоционального комфорта и благополучия, а также активизации мозговой деятельности.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Дети этого возраста нуждаются в дополнительной сенсорной стимуляции. Одним из средств такого воздействия на детей раннего возраста, стала специальная полифункциональная среда сенсорной комнаты.

Сенсорная комната - это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного вида стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.

Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение сенсорной комнаты, созданной в нашем дошкольном учреждении

Пребывание в ней способствует нормализации психического, физического и эмоционального состояния дошкольника, развитию самостоятельности, навыков общения и коммуникации, двигательных навыков, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, как в стабильные периоды развития, так и в кризисные (адаптация к дошкольному учреждению, кризис самоопределения, характерные для ребёнка раннего возраста.

В сенсорной комнате с помощью окружающей среды создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому установлению теплого контакта между педагогом-психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворенности, что в свою очередь становится основой во всей психо-корреционной и развивающей работе.

Основные функции сенсорной комнаты следующие :

- улучшение эмоционального состояния;

- снижение тревожности,страхов и агрессивности;

- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

- активизация мозговой деятельности и развитие познавательных процессов;

- формирование адекватной самооценки;

- создание чувства безопасности, защищенности;

- коррекция поведения;

- преодоление застенчивости; развитие позитивного общения и взаимодействия детей;

- развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный - в него входят мягкие маты; пуфы и подушечки; сухой бассейн; ,световые приборы, создающие рассеянный свет, подвесной модуль «сухой дождь», распылитель эфирных масел, релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.

Активационный - в него входит все оборудование со цветооптическимии эффектами, сенсорная тропинка, сухой бассейн с шарами, большие зеркала. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной ее целью является создание условий для релаксации и спокойного состояния ребенка. Поэтому все изделия мягкой обстановки решены в спокойных тонах. Зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся световые формы действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции, стимуляции двигательной активности и исследовательского интереса. Тактильная среда позволяет освоить новые ощущения, развить тактильную чувствительность, учесть различные свойства предметов.

Каковы возможности отдельного оборудования нашей сенсорной комнаты :

Оборудование для песочной терапии: песочные планшеты с подсветкой (рисование песком, кинестетический песок, большая песочница – это возможность выражать свои чувства и эмоции без слов, релаксация. Рисование способствует развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, внимания, творческих способностей и воображения, улучшению координации движений, пространственному восприятию, а так же эстетическому и художественному.

Мягкий подвесной цилиндр – позволяет выплеснуть эмоции, агрессию, абсолютно безвредным способом, малоактивным и застенчивым ребятам повысить подвижность и раскрыться;

Сухой душ – разноцветные «струи» стимулируют и развивают тактильные ощущения, зрительную память, активизируют творческую и познавательную деятельность, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве, развивают воображение и цветовосприятие.

Большие настенные зеркала способствуют:

- формированию Я-концепции и правильной самооценки;

- прочувствованию собственной самоценности и эмпатии к другому;

- знакомству с многоликим миром эмоций.

Кривое зеркало: позволит ребёнку быть самим собой

Сенсорные тропы – развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, воображение, произвольность внимания, координацию движений, восстанавливают кровообращение, способствуют развитию речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; предупреждение и коррекция плоскостопия; воздействуют на жизненно важные органы человека.

Зеркальный шар и световые приборы (цветовая пушка, световой проектор, гирлянды, светодиодная волшебная нить с контролером) :

– в сочетании с приятной расслабляющей музыкой создают ненавязчивую и успокаивающую атмосферу, положительный эмоциональный фон, ощущение защищенности, снимают психо-эмоциональное напряжение и повышенную тревожность, способствуют развитию цветовосприятия, воображения, ориентировки в пространстве.

Сухой бассейн с наполнителем, пуфы и подушечки оказывают многостороннее влияние на организм, а именно:

- снижение уровня психоэмоционального напряжения и двигательного тонуса;

- регуляция мышечного напряжения;

-развитие кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений, проприоцептивной чувствительности;

- коррекция уровня тревожности, агрессивности;

- нормализация деятельности центральной нервной системы;

- улучшение деятельности сердечно - сосудистой системы, органов дыхания, опорно- двигательного аппарата.

Аромалампа и натуральные масла:

- Снимает стресс и напряжение, избавляет от беспричинной тревоги;

- Создаёт положительный эмоциональный фон;

- Уменьшает утомление;

- Улучшает сон и способствует более быстрому засыпанию;

Ионизатор воздуха позволяет повысить сопротивляемость к бактериальным и вирусным инфекциям.

Компьютер и динамики с набором дисков позволяют максимально усилить эффект от воздействия сенсорного оборудования.

Эффективность использования сенсорной комнаты, не в малой степени зависит от правильного её моделирования и насыщения, и в большей степени зависит от планомерного, системного, регулярного применения. Поэтому занятия в сенсорной комнате с детьми раннего возраста были включены в сетку занятий, что позволило проводить занятия еженедельно, как в индивидуальной, так и подгрупповой форме и в соответствии с календарно-тематическим планом, поэтому все занятия – тематические: «Птички-невелички», «Медведица и медвежата», «Путешествие в волшебную страну» «Снеговики-весельчаки» и другие. А что бы детки смогли себя по настоящему почувствовать себя: путешественниками волшебном лесу, дрессированными мишками или снеговиками-весельчаками, сенсорная среда постоянно пополняется атрибутами собственного производства: фланелеграф, волшебная тыква с сюрпризом внутри, маски-шапочки и меховые рукавички, клювики для птичек и носы-морковки для снеговиков из фетра на каждого ребёнка и другие.

Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности, - все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорной комнаты для детей всех возрастных категорий и степени отклонений в развитии (для детей с проблемами в обучении, поведении и социальной адаптации, а также для тех, кто нуждается в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

Публикации по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей раннего возраста Система дидактических игр по развитию сенсорных представлений у детей раннего возраста Дидактические игры на развитие восприятия.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Использование дидактических игр для сенсорного развития детей дошкольного возраста В дошкольной педагогике сенсорное воспитание всегда рассматривалась как основа умственного развития ребенка, потому что все другие формы.

Использование современных здоровьесберегающих технологий как средства сохранения и укрепления здоровья детей Значимость работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ. Жизнь в ХХ1 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых.

Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения духовного и телесного здоровья ребенка «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное.

Презентация «Особенности педагогического взаимодействия для сохранения психического здоровья ребенка» Особенности педагогического взаимодействия для сохранения психического здоровья ребенка В дошкольном воспитании решению проблем, связанных.

Проблемы сохранения психического здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей, особенно психического, является наиболее актуальной на сегодняшний день. С каждым годом число таких детей увеличивается.

Прогулка как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста Прогулка - как одна из форм сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. В. В. Дмитриева, руководитель физического воспитания.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей Влияние предметно – развивающей среды на развитие личности ребёнка Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка Развивающая предметно - пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка» «Забота о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сенсорного оборудования для сохранения психического здоровья детей раннего возраста
Опубликовано: 24 марта 2018 в 14:56
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сенсорного оборудования для сохранения психического здоровья детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Симонова (УИ 694254) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД