Еленат Толочная
Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения духовного и телесного здоровья ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировозрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский. [1]
Здоровье — это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. [2]
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий для сохранения духовного и телесного здоровья ребенка» размещена в разделах
Духовное здоровье человека - это система его мышления и отношение к окружающему миру. Оно зависит от умения строить свои взаимоотношения с другими людьми. [3]
Однажды наблюдая такую жизненную сцену, когда мама, гуляя с ребенком на детской площадке курила и употребляла спиртной напиток, я решила для себя, что я буду учить детей сохранять свое здоровье. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название- здоровьесберегающие технологии. [4]
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Формы организации здоровьесберегающей работы :[5]
• физкультурные занятия
• самостоятельная деятельность детей
• подвижные игры
• утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
• двигательно-оздоровительные физкультминутки
• физические упражнения после дневного сна
• физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
• физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
• физкультурные досуги
• спортивные праздники
• оздоровительные процедуры в водной среде.
Организовывая работу с детьми, я не могла не привлечь родителей, так как от их личного примера зависит жизнь наших детей. В нашем группе ежегодно проводятся «Дни Здоровья», где в перечень мероприятий входят: информация для родителей, спортивные соревнования «Зарядка с родителями»; театрализованные представления «День здоровья»; совместные детско- родительские развлечения «Папа, мама, я — спортивная семья», открытый просмотр нетрадиционного оборудования для физических упражнений, сделанных руками родителей, дегустация травяных чаев.
Целью таких мероприятий является формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главным двигателем нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страх наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной с родителями деятельности.
Использование таких форм работы позволит:
• повысит культуру межличностного взаимодействия детей и родителей;
• повысить общую социальную зрелость, снизить агрессивность;
• введение режимных ритуалов сплочило детей, способствовало формированию внимательного отношения детей друг к другу, детей к родителям.
Для расширения кругозора детей о здоровом образе жизни использую традиционные формы работы с детьми:
— сюжетно- ролевые игры «Больница», «Аптека», «Семья»;
— настольные и дидактические игры: «Аскорбинка и её друзья», «Части тела», «Сложи картинку», «Что сначала что потом» и т. д.
— чтение художественной литературы: «А. Барто Девочка чумазая», «Мойдадыр», «Федориногоре»,»другие. [6]
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе и семье позволяет эффективно способствовать укреплению и сохранению духовного и физического здоровья воспитанников, дает позитивную динамику оздоровления детского организма, позволяет достичь положительных результатов в работе с родителями. Грамотная организация здоровьесберегающей среды в группе, применение в работе оздоровительных технологий помогли мне максимально повысить посещаемость детей, а также способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребенка и родителя.
В здоровом теле здоровый дух
- неправильное выражение.
Здоровое тело – результат здравого рассудка,
- вот верное изречение.
Д. Бирнард
Спиисок литературы:
1. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М. :
2. Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни
3. Программа Султановой Н. «Духовно – нравственное воспитание дошкольников». – М. : Дошкольное воспитание, 2004 г.
4.. Ананьев, В. А. Здоровьесберегающие технологии
5. Быкова Н. Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей
6. Программа Развития «На встречу друг другу»