Cветлана Луданная
Использование русских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время самая большая опасность, подстерегающая наше общество — это разрушении личности человека. Сегодня материальные ценности преобладают над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, справедливости и патриотизме. Современные дети уже с самого рождения сталкиваются с техническим прогрессом, зачастую не зная бабушек со сказками, мам и пап с настольными играми и примерами из жизни. Заменителями родителей стали мобильный телефон и приставки. Теряются традиции, детей лишают возможности брать пример у старшего поколения.
Публикация «Использование русских народных игр в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Поэтому в настоящее время особенно актуальной является задача привить детям любовь к русской культуре, познакомить с традициями, обрядами, то есть стоит задача приобщения новых поколений к истокам русского народа. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Через игру дошкольники познают окружающий мир, развивается мышление, память, речь. Важным средством освоения культуры своего народа является русская народная игра.
Чем так интересна и уникальна русская народная игра?
У каждой эпохи, у любого поколения есть свои любимые игры. Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя представления о чести, смелости, мужестве, об укладе и труде. Русские народные игры прививают желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе.
В народных играх много соревновательного задора, они сопровождаются весёлыми моментами, считалками и потешками. Не начнется игра без зачина, который как бы вводит в игру, помогает распределению ролей, быстро организовывает игроков, настраивает их на выбор водящего.
Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать несколько факторов:
1. Возраст играющих : Для младших дошкольников необходимо выбрать простые игры, постепенно усложняя их за счёт введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых воспитатель выступает водящим, показывает своим примером движения.
2. Место для проведения игр: Игры могут проводиться в зале, игровой комнате, на площадке.
3. Количество участников игры: Не нужно проводить игры сразу со всей группой, прежде дети должны освоить правила игры. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, участие в игре должно быть интересным для каждого ребёнка.
4. Наличие атрибута для игр: мячи, скакалки, флажки, маски и т. д., подготовлены заранее и в достаточном количестве.
Водящим может быть воспитатель, объясняет детям правила игры. Воспитатель должен встать в круг вместе с детьми (не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной. Объяснение воспитателя должно быть коротким и понятным, сопровождаться показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми детьми, чтобы дети хорошо усвоили правила игры.
Также водящий может быть определен самими детьми, с помощью считалок. Тот из игроков, на кого выпадает последнее слово считалки, начинает водить.
В качестве атрибута,можно использовать изготовленные своими руками игрушки.
Вашему вниманию представляю платковую куклу "Веселину".
Русская народная игра «Прыгай веселей»
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Атрибуты: Платковая кукла Веселина – ведущая и зазывала
Описание:
Ведущая читает потешку, и показывает движения. Дети повторяют все движения за ведущей.
Игра повторяется несколько раз.
В нашем, современном мире народные игры являются одним из важным моментом воздействия на личность ребенка, наравне с воспитанием и развитием детей в национальной традиционной культуре. Народные игры наиболее интересны и актуальны и в наше время, ведь именно сейчас существует достаточно большое количество искушений в виде компьютерных игр, игр в телефоне и т. п., явно способствующих проведению малоподвижного образа жизни. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т. к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость.
Народные игры способствуют расширению кругозора, пополнению представлений об окружающем мире. Игра увлекает и воспитывает ребенка. В народных играх много интересного и познавательного, способствующего расширению сенсорного развития ребенка, его мышления и самостоятельности. Русские народные игры сохранили свою художественную красоту, эстетическое значение и составляют ценное, неоспоримое игровое наследие.
Русские народные игры для детей оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.
Воспитателям дошкольных организаций надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.