Елена Карпова
Воспитание любви к малой Родине у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание любви к малой Родине.
Маленькая родина всё равно большая,
ведь она единственная.
Ж. Ренар
Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству — задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца», — писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Но, как известно, большой патриот вырастает из маленького, т. е. любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – родителям, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живет, детскому саду, микрорайону – с любви к своей малой Родине.
Публикация «Воспитание любви к малой Родине у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Базовым этапом в формировании у детей любви к малой Родине следует считать накопление ребенком знаний, социального опыта жизни, формирование на их основе отношений и организацию доступной деятельности.
Патриотическое чувство по своей природе многогранно, оно объединяет все стороны личности: нравственную, трудовую, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.
В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент «обеспечивает» содержание, а поведенческий выполняет проверочно-диагностическую функцию.
В этой работе можно выделить несколько направлений по формированию у детей положительных эмоций:
• к своей семье;
• к своему дому, улице, на которой живет;
• к детскому саду, людям, работающим в нем;
• к природе;
• к окружающей социальной действительности;
• к истории образования и развития микрорайона.
С учетом возрастных особенностей детей в группе созданы условия и отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала. Методы и приемы, которые преобладают в каждой возрастной группе : в младшей – игровая деятельность, беседы, знакомство с персоналом, помещением, территорией ДОУ, ближайшей улицей; в средней – добавляются целевые прогулки и посещения, экскурсии, трудовая деятельность; в старших группах – добавляются игры дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, НОД, сообщения детей по тематике мини-проектов «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя улица», «Где мы любим отдыхать» и т. д., просмотр видеофильмов, творчество детей, встреча с интересными людьми. (фото из личного архива) Для родителей подготовлены информационные стенды, консультации.
Хочется отметить, что проводимая работа становится эффективной только при условии активного взаимодействия детей со взрослыми (педагогами и родителями). Если взрослые поистине любят свою Родину, преданы ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.
Таким образом, в группе созданы оптимальные условия для воспитания у детей патриотизма, основ гражданственности, а также интереса и любви к своей «малой Родине».
В заключении хочется предоставить вашему вниманию своё авторское стихотворение.
«Моя малая родина».
Малая родина –
Островок земли,
Где живут родители,
Где детство провели.
Где любимый дедушка
Старенький, седой
Вдаль смотрел с тоскою,
Внучку ждал домой.
Где на зорьке утренней
Свищет соловей,
При закате солнца
Плещется ручей.
Малая родина
У каждого своя:
У кого деревня
С берёзкой у крыльца.
Для кого – то родина
Город наш - герой,
Что стоит на Волге –
Матушке родной.
Малая родина-
Островок земли
Куда вернуться хочется,
Что не говори …