Ирина Петрюк
Использование развивающих методов и приёмов в процессе ознакомления дошкольников с медицинскими профессиями
▼ Скачать +Заказ
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС к структуре ООП ДО, которая определяет содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей. В соответствии с ФГОС ДО, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
• развитие трудовой деятельности;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
Публикация «Использование развивающих методов и приёмов в процессе ознакомления дошкольников с медицинскими профессиями» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека».
При формировании обобщенных понятий и представлений о значимости труда взрослых необходимо наличие у детей, прежде всего, четкого понимания того, что итогом каждого конкретного процесса должен быть результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее и первостепенное значение. Чтобы процесс развития и формирования багажа знаний о труде взрослых шёл целенаправленно, необходимо продуманное руководство процессом данной работы.
С дошкольного возраста педагоги ставят перед собой определённые цели в подготовке детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Вопросы ранней профориентации необходимы, чтобы подвести ребёнка к выбору той или иной профессии в будущем, или развить склонность к какому-либо направлению в трудовой деятельности при вступлении во взрослую жизнь.
В детском саду происходит ознакомление детей с различными видами профессий. Медицинские профессии относятся к классу «человек – человек». Уже в младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с профессией «медсестра (врач)», со средней группы и далее происходит расширение и обобщение знаний о медицинских профессиях, детям можно объяснить, чем занимаются хирург, педиатр, санитарка, лаборант. Использование различных форм работы позволяет правильно строить образовательный процесс. Это:
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника», «Кукла заболела», «На приёме у врача» и др., дидактические игры «Кому что нужно», «Кукла Катя заболела», «Папа вызывает врача», «Скорая помощь», «Врач и медсестра» и др., режиссерская игра «Собери медицинский чемоданчик» и т. д.);
- проектная деятельность;
- встречи с работниками медицинских профессий (медсестрой детского сада, родителями, работающими врачами или другими медработниками);
- чтение художественной литературы (Н. Доброта «Скорая помощь», К. Чуковский «Айболит», Н. Гордиенко, С. Гордиенко «Большая книга профессий», Амели Бомон «Кем быть?», Сильви Санжа «Профессии. Когда я вырасту, то стану…», В. Берестов «Больная кукла», Е. Благинина «Больной зайка», В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок», С. Михалков «Прививка», «А что у вас?»);
- наблюдения (за работой медсестры/врача детского сада);
- целевые прогулки и экскурсии (посещение медкабинета детского сада, близлежащего ФАПа);
- культурно-досуговая деятельность (различные развлечения);
- организованная непосредственно образовательная деятельность (НОДы);
- совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
- самостоятельная деятельность ребенка;
- моделирование;
- продуктивная деятельность ( лепка: «Витамишки», «Бинт для Зайки», «Витаминные заготовки на зиму», «Незнайка на лыжах»; рисование: «Доктор Айболит», «Наш медицинский работник», «Градусник»; конструирование: «Постройка больницы», «Постройка аптеки»);
- коммуникативная деятельность (общение, беседы («Кто лечит больных», «Что делает мама, когда я заболел», «Профессия врача», «Как устроено тело человека», «Как работает сердце человека», «Кто работает в аптеке?», «Йод и Йог», «Кто лечит больных?», «Чем мы болеем?», «Медсестра», «Грипп и простуда», «Зачем нужна зеленка?» и др., проблемные ситуации, заучивание стихов и загадок о спорте, витаминах, докторе, медсестре, фармацевте);
- взаимодействие с семьями воспитанников (изготовление атрибутов, костюмов для сюжетно-ролевой игры «Больница», оформление фотовыставки «В гостях у Доктора Айболита»);
- организацию взаимодействия с учреждениями социума и др.
Процесс ознакомления дошкольников с медицинскими профессиями имеет положительный эффект в работе педагогов, если используются различные развивающие методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые). Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако наглядное восприятие требует интерпретации: в процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Знакомство дошкольников с медицинскими профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится определённая проблема, которую необходимо решить, способствует расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий из мира медицины. Во время таких ситуаций происходит интеграция различных образовательных областей, используются разнообразные методы и приемы.
Очень интересным решением педагогических ситуаций на современном этапе может стать проект, квест-игра. В последнее время педагогами успешно в работе с детьми применяются проектные формы работы с детьми, что положительно влияет на развитие познавательной, творческой активности детей, способствует формированию и систематизации знаний о труде людей медицинских профессий. Эти инновационная форма работа охватывает не только связку педагог-дети, но и вовлекает родителей, социальные институты. Квест-игра – это так же «ноу-хау», которое можно использовать в педагогической работе как поисково-исследовательский метод.
Одно из главных мест в обучении детей однозначно принадлежит игре. Помимо сюжетно-ролевых игр очень успешно применимы творческие игры, как, например, «Где у нас болит не скажем, а вот что болит покажем», когда ребёнок должен, не объясняя словами, показать «больное» место на теле, а дети должны отгадать по действиям товарища, что у него «болит». Пантомимы тренируют воображение, память, фантазию, помогают детям стать более раскрепощёнными, в том числе и закрепляют знания о медицинских профессиях. Для закрепления специальностей врача можно использовать игру «Волшебный кубик», на сторонах которого можно наклеить различные картинки: ухо, шприц, сердце, глаз, маленький ребёнок, рука/нога в гипсе и др. У ребёнка при виде определённой картинки возникает ассоциация, с какой специальностью врача она может быть связана: сердце–кардиолог, гипс-хирург/травматолог, маленький ребёнок-педиатр, шприц-медсестра. Игры-эксперименты помогают старшим дошкольникам изучить строение человеческого тела, а макеты наглядно покажут, как и чем дышит человек, рассмотрев лёгкие, как движется по кишечно-пищевому тракту только что съеденная конфета. Знания, полученные во время проведения таких экспериментов, запоминаются надолго, они дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Важно, чтобы ребенок, проводя собственные опыты, всё делал сам, а не только был в роли наблюдателя. Дети любят познавать окружающий мир и задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Для чего стоит вопрос ранней профориентации уже в детском саду? Каждый ребёнок мечтает сегодня быть космонавтом, завтра банкиром, послезавтра супергероем. Дошкольный возраст считается как подготовительный период, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем. Именно в дошкольном возрасте формируется Личность ребёнка, его профессиональные задатки. Именно в дошкольном возрасте необходимо сформировать у подрастающего поколения любовь и уважительное отношение к труду, а для этого важно научить каждого малыша понимать ценность труда, важность каждой профессии, знакомить с тем, какую роль играет труд в жизни людей, что ими движет для достижения цели результата труда. Необходимо познакомить дошколят со всей палитрой разнообразных профессий, чтобы он в дальнейшем мог на основе полученных знаний анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. И если вернуться к ознакомлению дошкольников с профессиями медицинского профиля, то их важность для развития в ребенке гуманности, человеколюбия - неоспоримы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
2. https://www.vikids.ru/articles/10-knig-o-professiyah-chto-pochitat-doshkolniku-v-ramkah-detskoy-proforientatsii
3. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-oznakomlenie-detey-doshkolnogo-vozrasta-s-professiyami-i-trudom-vzroslih-2237373.html
4.https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/01/26/master-klass_meditsinskie_professii.docx
5. https://obrazovanie-gid.ru/uchitelyam/algoritm-znakomstva-s-professiej-v-detskom-sadu.html