МААМ-картинки

Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя

Татьяна Каданцева
Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы

Использование развивающей предметно-пространственной среды

в работе музыкального руководителя

«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,

на которой они особенно хорошо произрастают».

Генрих Нейгауз.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем.

Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её : неинтересно, делать нечего.

Публикация «Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя» размещена в разделах

Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты.

Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.

Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для всестороннего развития детей музыкальному воспитанию принадлежит не последняя роль, поэтому необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.

В соответствии со стандартом целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Созданию музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно - развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.

Задачи музыкальной развивающей предметно-пространственной среды :

1. Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей.)

2. Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам посредством оснащения, в том числе и в групповых комнатах.

3. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.

4. Стимулировать развитие творческих способностей.

5. Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.

6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при усложнении содержания среды по возрастным ступеням.

Основные требования к организации

музыкальной развивающей предметно-пространственной среды

Согласно требованиям стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, она должна быть:

• содержательно-насыщенной - технические и электронные средства (разнообразные аудиовизуальные средства (магнитофон) и наборы дисков к ним и другие технические средства (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор, для слушания, для пения и песенного творчества (развивающие музыкальные игры и игрушки, наглядные дидактические пособия, игры на детских музыкальных инструментах (детские музыкальные инструменты, музыкально-ритмических движений;

• трансформируемой - обеспечивается за счет баннеров, ширм, ковра, штор, стульчиков, декораций: печка, домик, декоративные деревья, заборчик, елки, стулья, заборчик, шторы;

• полифункциональной - все вышеперечисленные элементы развивающей среды используются в разных видах деятельности (слушание и восприятие музыки, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, досуги);

• вариативной - объекты среды меняются в соответствии с сезонностью, оформление заменятся исходя из сезонностью и тематикой занятий и досугов. Пособия и атрибуты также меняются в соответствии с сезонностью и содержанием образовательной программы и тематическим планированием ( Зима: зимние иллюстрации, снежинки, зимнее ветки, мишура серебряная и белая. Элементы зимних костюмов игрушек и персонажей).

• доступной - все пособия, дидактические материалы, атрибуты для танцев, детские музыкальные инструменты, расположены таким образом, чтобы к ним был свободный доступ детей;

• безопасной - вся мебель закреплена устойчиво. Пианино, телевизор, мультимедийное оборудование, магнитная доска, стульчики в зале, полки установлены таким образом, что исключает возможность небезопасного их использования. Пособия, демонстрационный и дидактический материал соответствуют требованиям безопасности их использования. Все оборудование имеет сертификаты качества.

В то же время среда должна быть здоровьесберегающей и эстетично привлекательной.

Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они подругому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.

Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете. Все это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.

Критерии качества музыкальной РПП среды - она должна быть организована таким образом, чтобы в ней визуально были представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами :

• восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;

• воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;

• пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ;

• пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;

музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.

Развитие музыкальных способностей детей также зависит от грамотно организованной РПП среды в группах.

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:

• восприятие музыки;

• воспроизведение музыки;

музыкально-творческая деятельность.

В музыкальном центре должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.

Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в сeбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.

Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

Основные требования к музыкальным центрам :

• Эстетичность музыкального центра, его отдельных элементов.

• Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.

• Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.

• Удобное расположение музыкального центра.

• Соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту ребёнка.

И может быть следующей наполняемости (раздаю памятки).

Что касается организации предметно пространственной среды нашего музыкального зала, у нас имеются атрибуты к танцам и играм, игровой материал, картотеки хороводных игр по возрастам, портреты композиторов, наборы детских музыкальных инструментов, дидактические игры, оформление музыкального зала к праздникам. Пособия меняются, обновляются, тем самым стимулируют игровую, познавательную, творческую активность детей. Используются нами в организованно – образовательной деятельности и информационно-коммуникативные технологии: музыкальный центр, мультимедиа, наглядные пособия, детские музыкальные инструменты, дидактические игры, костюмы, маски, магнитная доска, различные пособия.

Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении.

Позвольте представить вашему вниманию некоторые из пособий, музыкально-, которые я использую в своей работе и, возможно вас они заинтересуют и вы возьмете их себе на заметку.

• Нотбука

• Ритмические пуговки

• Королевство в контрабасе

• Диатоничекие колокольчики

• Летбук «В мире музыки»

Постоянно пополняется методическая литература. Большая часть материала систематизирована и собрана в картотеки:

• Картотека музыкально-дидактических игр для младшего дошкольного возраста.

• Картотека музыкально-дидактических игр для старшего дошкольного возраста.

• Картотека музыкальных игр с музыкальными презентациями к ним.

• Картотека пальчиковой гимнастики по возрастам.

• Картотека комплексов дыхательных упражнений.

В методическом кабинете вашему вниманию представлена выставка методических пособий, картотек хороводных игр и карточное планирование по возрастам, в соответствии с ФГОС, которые помогают нам в работе.

Публикации по теме:

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Макеты в создании современной развивающей предметно-пространственной средыМакеты в создании современной развивающей предметно-пространственной среды ФГОС ДО предъявляет новые требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада: -во-первых, развивающая.

Оформление предметно-пространственной развивающей среды. Книжный уголокОформление предметно-пространственной развивающей среды. Книжный уголок Для того чтобы сформировать у детей положительное отношение к книге, к чтению необходимы книжные уголки. Книжный уголок должен удовлетворять.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». ФотоотчетПедсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему "Моделирование развивающей.

Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до»Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС до» Проект «Создание инновационной модели предметно-пространственной развивающей среды музыкального зала в свете ФГОС ДО» Автор: Шубенкова Т. Е.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя
Опубликовано: 7 мая 2021 в 11:35
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Каданцева (УИ 257287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД