Татьяна Каданцева
Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Использование развивающей предметно-пространственной среды
в работе музыкального руководителя
«Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву,
на которой они особенно хорошо произрастают».
Генрих Нейгауз.
Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, давайте немного пофантазируем.
Представьте себе ребёнка в пустой комнате. Что произойдёт? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть её : неинтересно, делать нечего.
Публикация «Использование развивающей предметно-пространственной среды в работе музыкального руководителя» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Другой вариант. В комнате много интересных игрушек, игр, пособий. Но для музыкальной деятельности ничего нет. Ребёнок будет ею заниматься? Конечно, нет. Он займётся тем, для чего подходят окружающие его объекты.
Третий вариант. В ДОУ две группы детей одного возраста оснащены одинаковыми играми, игрушками, пособиями, в том числе и для музыкальной деятельности. В одной группе воспитатель не обращает на них внимания, иногда даже выражает негативное отношение к ним. В результате у детей постепенно угасает интерес, и они перестают заниматься самостоятельно музыкальной деятельностью. В другой группе воспитатель проявляет интерес к музыкальным играм, демонстрирует детям возможности музыкальной предметной среды, создаёт творческие ситуации, пробуждающие интерес к музыкальным играм и игрушкам. В результате дети часто играют с ними, проявляя творческий подход.
Итак, мы приходим к неоспоримому выводу: для всестороннего развития детей музыкальному воспитанию принадлежит не последняя роль, поэтому необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности.
В соответствии со стандартом целью музыкальной развивающей среды является развитие творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. Созданию музыкальной развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ в настоящее время уделяется большое внимание. Музыкальные руководители стремятся применить инновационные подходы и принципы построения музыкально-игрового пространства. Доказано, что от того, насколько комфортно и правильно организована музыкальная предметно - развивающая среда в музыкальном зале и в групповом музыкальном уголке, во многом зависят показатели личностного, умственного и музыкального развития ребенка, уровень его воспитанности, эмоциональное состояние.
Задачи музыкальной развивающей предметно-пространственной среды :
1. Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей.)
2. Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам посредством оснащения, в том числе и в групповых комнатах.
3. Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
4. Стимулировать развитие творческих способностей.
5. Развивать музыкальность, любознательность, стремление к экспериментированию.
6. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей при усложнении содержания среды по возрастным ступеням.
Основные требования к организации
музыкальной развивающей предметно-пространственной среды
Согласно требованиям стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде, она должна быть:
• содержательно-насыщенной - технические и электронные средства (разнообразные аудиовизуальные средства (магнитофон) и наборы дисков к ним и другие технические средства (телевизор, видеомагнитофон, DVD плеер, мультимедиапроектор, для слушания, для пения и песенного творчества (развивающие музыкальные игры и игрушки, наглядные дидактические пособия, игры на детских музыкальных инструментах (детские музыкальные инструменты, музыкально-ритмических движений;
• трансформируемой - обеспечивается за счет баннеров, ширм, ковра, штор, стульчиков, декораций: печка, домик, декоративные деревья, заборчик, елки, стулья, заборчик, шторы;
• полифункциональной - все вышеперечисленные элементы развивающей среды используются в разных видах деятельности (слушание и восприятие музыки, пение, песенное творчество, музыкально-ритмические движения, танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, досуги);
• вариативной - объекты среды меняются в соответствии с сезонностью, оформление заменятся исходя из сезонностью и тематикой занятий и досугов. Пособия и атрибуты также меняются в соответствии с сезонностью и содержанием образовательной программы и тематическим планированием ( Зима: зимние иллюстрации, снежинки, зимнее ветки, мишура серебряная и белая. Элементы зимних костюмов игрушек и персонажей).
• доступной - все пособия, дидактические материалы, атрибуты для танцев, детские музыкальные инструменты, расположены таким образом, чтобы к ним был свободный доступ детей;
• безопасной - вся мебель закреплена устойчиво. Пианино, телевизор, мультимедийное оборудование, магнитная доска, стульчики в зале, полки установлены таким образом, что исключает возможность небезопасного их использования. Пособия, демонстрационный и дидактический материал соответствуют требованиям безопасности их использования. Все оборудование имеет сертификаты качества.
В то же время среда должна быть здоровьесберегающей и эстетично привлекательной.
Однако стоит заметить, что зачастую не учитывается тот факт, что современные дети во многом отличаются от своих сверстников, которые воспитывались в детских садах 10 – 20 лет назад. У детей другого поколения иные физиологические, психологические особенности, кроме этого они подругому воспринимают окружающий мир, который, в свою очередь, также претерпел значительные изменения.
Именно поэтому, на современном этапе развития дошкольного образования и перехода дошкольных учреждений в инновационный режим развития, важно кардинально обдумать и пересмотреть подходы к моделированию комфортной и привлекательной музыкальной предметно-развивающей среды в музыкальном зале, музыкальном группах, кабинете. Все это подталкивает многих музыкальных руководителей к поиску новых занимательных форм и инновационных подходов к созданию музыкально-развивающей среды, способствующей всестороннему развитию современных детей.
Критерии качества музыкальной РПП среды - она должна быть организована таким образом, чтобы в ней визуально были представлены все виды детской музыкальной деятельности и были созданы условия для активного взаимодействия детей с любыми пособиями и музыкальными инструментами :
• восприятие музыки - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
• воспроизведение музыки - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
• пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности : к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т. п. ;
• пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах : восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
• музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Развитие музыкальных способностей детей также зависит от грамотно организованной РПП среды в группах.
Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по трем основным блокам:
• восприятие музыки;
• воспроизведение музыки;
• музыкально-творческая деятельность.
В музыкальном центре должно быть одновременно 4-5 разных музыкальных инструмента, 2-3 музыкально-дидактические игры, несколько игрушек-самоделок.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени (1раз в квартал) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новое оборудование.
Для изготовления пособий можно привлечь родителей воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в сeбe. Так детский сад становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и мало знакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Основные требования к музыкальным центрам :
• Эстетичность музыкального центра, его отдельных элементов.
• Наличие всех необходимых пособий по данной возрастной группе.
• Педагогически грамотное руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей со стороны воспитателя.
• Удобное расположение музыкального центра.
• Соответствие предметной среды глазу, действиям руки, росту ребёнка.
И может быть следующей наполняемости (раздаю памятки).
Что касается организации предметно пространственной среды нашего музыкального зала, у нас имеются атрибуты к танцам и играм, игровой материал, картотеки хороводных игр по возрастам, портреты композиторов, наборы детских музыкальных инструментов, дидактические игры, оформление музыкального зала к праздникам. Пособия меняются, обновляются, тем самым стимулируют игровую, познавательную, творческую активность детей. Используются нами в организованно – образовательной деятельности и информационно-коммуникативные технологии: музыкальный центр, мультимедиа, наглядные пособия, детские музыкальные инструменты, дидактические игры, костюмы, маски, магнитная доска, различные пособия.
Систематически ведется работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды, способствующей развитию детей и являющейся опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая в свою очередь является доминирующей формой общения в нашем дошкольном учреждении.
Позвольте представить вашему вниманию некоторые из пособий, музыкально-, которые я использую в своей работе и, возможно вас они заинтересуют и вы возьмете их себе на заметку.
• Нотбука
• Ритмические пуговки
• Королевство в контрабасе
• Диатоничекие колокольчики
• Летбук «В мире музыки»
Постоянно пополняется методическая литература. Большая часть материала систематизирована и собрана в картотеки:
• Картотека музыкально-дидактических игр для младшего дошкольного возраста.
• Картотека музыкально-дидактических игр для старшего дошкольного возраста.
• Картотека музыкальных игр с музыкальными презентациями к ним.
• Картотека пальчиковой гимнастики по возрастам.
• Картотека комплексов дыхательных упражнений.
В методическом кабинете вашему вниманию представлена выставка методических пособий, картотек хороводных игр и карточное планирование по возрастам, в соответствии с ФГОС, которые помогают нам в работе.