Оксана Шилова
Использование методов кинезиологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только 15 % детей рождаются абсолютно здоровыми, у остальных отмечаются те или иные патологии. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием - от темповой задержки, нарушений звукопроизношения до моторной алалии.
Сравнительная характеристика по степени выраженности речевых нарушений
ОНР ФФН ФНР ЗРР Н Р
2013-2014 41% 24% 23% 6,4% 0
2014-2015 33% 25,7% 25,7% 6,6% 6%
2015-2016 43,% 26,4% 15,7% 8,8% 5%
Публикация «Использование методов кинезиологии в коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Исходя из данной статистики мы видим, что высок процент детей с ОНР. Это более отягощенное нарушение речи, требующее комплексной коррекционной работы.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике не традиционные для неё методы и приёмы смежных наук, помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда.
В каждом человеке изначально заложены уникальные природные возможности. Развить их, восстановить также обучить детей приемам самокоррекции и самопомощи не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни помогает наука – образовательная кинезиология.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Истоки кинезиологии как науки следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайсккая философская система Конфуция (2700 до н. э.) демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью которой было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ (460г до н. э.) также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад, живший более 2000 лет назад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала кинезиологические упражнения, за счет которых поддерживала свой мозг в активном состоянии. Известно, что старение организма начинается со старения мозга. Поддерживая мозг в состоянии молодости, мы не позволяем стариться всему телу.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Кинезиология рассматривает мозг как компьютер, в котором уже заложена информация обо всех функциональных связях в организме. Мозг накапливает информацию и способен решить любую задачу, связанную с регуляцией функций.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, учитывающих индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.
Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В. М. Бехтерева, Н. Леонтьева, А. Р. Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Образовательная кинезиология – это система интегрированных упражнений, при выполнении которых совместно работают сознание и подсознание.
Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Благодаря специальной серии упражнений, овладение различными движениями происходит гораздо быстрее. Это своеобразная «гимнастика мозга». С ее помощью процесс обучения и выполнение любого вида деятельности становится более эффективными.
Благодаря этой «гимнастике мозга» организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.
Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.
Данные упражнения помогают избежать стрессовых ситуаций, улучшить работу мозга и всего тела, а также способствует гармоничному развитию личности и самореализации в творческом плане.
В последнее время кинезиология пользуется огромной популярностью среди психологов всего мира. За рубежом она стала известной благодаря двум авторам – Полу и Гейл Деннисон.
В России кинезиология стала популярна благодаря известным нейропсихологам Алле Леонидовне Сиротюк и Анне. Владимировне. Семенович.
Эта универсальная система упражнений, эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.
Образовательная кинезиология рекомендуется :
Детям, у которых существуют проблемы с восприятием материала (не может выучить таблицу умножения);
детям, которые не хотят учиться, не могут самостоятельно выполнять домашнее задание;
детям, которые не могут сконцентрировать внимание;
робким и нерешительным;
«растеряхам»
детям, у которых систематическое нарушение дисциплины – это норма.
детям с речевыми проблемами: заикаются, картавят, нечетко выговаривают некоторые звуки, не до конца проговаривают слова.
Метод кинезиологической коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Образовательная кинезиология плодотворно используется мной в коррекции речевых нарушений у детей, имеющих отклонения в развитии.
Занятия проводятся систематически в спокойной, доброжелательной обстановке.
Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Выполнение кинезеологических упражнений возможно как дома с родителями, так и на коррекционных занятиях. Занятия начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, и увеличивается объем выполняемых заданий.