Светлана Иванова
Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию?
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Темочки:
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: зачастую необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом нужно не переусердствовать с опекой и помощью как своей, так и родителей.
В результате использования метода проектов дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, необходимо создать в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
Я хотела бы привести некоторый примерный план проектов и их варианты.
Очень интересен и важен будет проект по пожарной безопасности.
Цель проекта : формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Задачи проекта :- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
-развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
-привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
Вид проекта : краткосрочный, творческий.
Участники проекта : дети группы, родители, воспитатели, музыкальные руководители.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Составление всех этапов проекта.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор презентаций для просмотра.
- Изготовление дидактических игр.
- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта
- Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения ( пр-р: П/и «Пожарные на учении», Физкультурный досуг «Пожарная дружина», Д/ игры «Пожароопасные предметы», «Что нужно при пожаре»
- Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).
- Рассматривание картин, рисование рисунков, выпуск стенгазеты, изготовлении книжек.
- Рисуем «Пожар»
- Выпуск стенгазеты «С огнём не шути»
- Экскурсия по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности,
- экскурсия в пожарную часть.
- Проведение опытов, экспериментов
3 этап. Результаты
- Подготовка к блиц - турниру «Юные пожарные».
- Презентация проекта в форме показа интеллектуального блиц – турнира «Юные пожарные»
Еще вариант не менее важного проекта, посвященного семье и семейным ценностям.
Здесь можно использовать :
- составление совместно с родителями «Генеалогического древа»;
- составление «Калейдоскопа дней рождений» детей группы;
-выпуск каждой семьёй газет «Моя семья»;
- рисование с детьми «Моя семья»;
- межсемейные соревнования «Мама, папа, я – дружная семья»
Этот проект поможет родителям лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Такой вариант проекта как «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время, когда дети так или иначе получают долю информации из телевизионных передач о терроризме, насилии.
А в работе над данным проектом можно познакомить детей с историей, культурой, традициями нашей страны, нашего народа, воспитывать патриотические чувства относительно своей Родины; приобщать к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был должен быть направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств: смелость, ловкость, сила.
Проект может включать в себя:
- рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»;
- выпуск с детьми стенгазеты ко дню защитников отечества;
- составление исторического альбома «Защитники Отечества»;
- изготовление подарков для пап и дедушек;
- заучивание стихов, песен
- спортивные соревнование команд
А в заключении проекта можно устроить праздничное развлечение «Вместе с папой», где можно показать слайды фото пап и их детей.
Следующий вариант проекта «Масленица».
Здесь дети обычно с большим интересом включаются в различные виды деятельности :
- разучивание масленичных закличек;
- приготовление теста для блинов;
- лакомство блинами;
- изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы;
- игры-эстафеты «Перетягивание каната». «Снежный тир», катание на лошадях;
- сжигание на участке чучела Масленицы.
Еще вариант проекта необходимого просто, на мой взгляд, посвященный здоровью детей, который должен быть посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни.
Здесь можно использовать различные формы оздоровления детей, в т. ч. и каких то нетрадиционных (безопасных и интересных детям) :
-приёмы массажа биологически активных точек; самомассажу тела, лица; проведение утренних гимнастик с элементами босохождения, (в облегчённой одежде);
- закаливающие процедуры после дневного сна;
- фитопитание (чаи, коктейли, отвары,
Неделя здоровья может быть поделена на 5 секторов: «Островок босоножия», «Волшебные точки», «Ярмарка игр», Посещение фито-бара «Целебный коктейль» и завершился проект презентацией фитнес-клуба «Крепыш».
Интересны детям и литературные проекты, например, Сказки А. С. Пушкина.
А. С. Пушкин - является одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей. Целью проекта - донести до детей через сказки А. С. Пушкина понимание того, что искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, учить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. На этапах проекта могут проводится :
- игры –драматизации по сказкам А. С. Пушкина совместно с родителями (Изготовление костюмов для драматизаций.)
- выставка детских работ «По дорогам сказок Пушкина»
- Презентация «Угадай, какая сказка»;
- Конкурс чтецов отрывков из произведений А. С. Пушкина;
-Проведение творческого театрализованного конкурса «В гостях у Пушкина» (конкурс среди групп).
Следующий проект, тоже нужен всем, посвящен мамам, название, к примеру, «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Здесь тоже много можно включить в проектную деятельность, и стихи и песни, и праздник или досуг для мам и бабушек и мастер классы или чаепития с участием мам и бабушек вместе с детьми.
Безусловно проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Практика уже показывает, что на основе анализа и оценки получающихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности в ДОУ.
Ведь целью данных проектов - это сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
На практике я наблюдаю, что воспитатели ДОУ достаточно активно стали использовать данный метод.
В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи начальной школой, их может быть 4 раза в год и больше, тк детям это интересно.