Надежда Чувашова
Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важнейших задач педагога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Публикация «Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Народная культура, фольклор
- Темочки
На современном этапе развития системы образования большое внимание уделяется технологиям здоровьесбережения. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляющихся в процессе взаимодействия педагога, детей и родителей.
Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ : детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.
Осуществляя педагогическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в группе оздоровительной направленности, широко использую фольклор как технологию здоровьесбережения, направленную на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Фольклор – это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы, создаваемые народом и бытующие в народных массах.
Обращение к фольклору в педагогической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста не случайно, так как игровые, художественно-образные формы фольклора близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям. В особенности это касается детского фольклора – произведений, созданных самими детьми и взрослыми для детей. Передаваясь от одного поколения к другому в течение многих столетий, произведения детского фольклора приобрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики, законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребенка, здорового духом и телом.
В образовательном процессе ДОУ с дошкольниками младшего возраста использую следующие жанры детского фольклора : колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки.
Фольклорные колыбельные песни – первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни. Терапевтический эффект колыбельных – успокоение, выравнивание эмоционального фона, создание ситуации защищенности и эмоциональной комфортности. В работе с дошкольниками слова и напев колыбельной являются моделью для игры, воспитательная цель которой дать возможность детям отдохнуть, расслабиться, снять напряжение и усталость в процессе непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми.
Организуя игры с детьми на основе колыбельных, использую следующие приемы :
1) воспитатель поет колыбельную песню для «уставшей» игрушки, а дети подпевают ему. В процессе подпевания дети сидят в удобных позах, выполняют плавные покачивающие движения (изображают качание колыбели, укачивание игрушки на руках, поглаживают себя по коленям и т. д.);
2) колыбельную поет (с помощью воспитателя) игрушка, пришедшая в гости. В процессе игры игрушка назначает правила: выигрывает тот, кто выбрал самую удобную позу для отдыха или оказался самым спокойным;
3) дети стоя изображают «спящие фигуры», а герой колыбельной Дрема, Сон, Угомон обходит фигуры и к концу куплета (поет воспитатель) выбирает одну из них. Все дети копируют выбранную фигуру. Со следующего куплета позы меняются.
Пестушки и потешки – веселые песенки-приговорки, которые полностью удовлетворяют потребность ребенка играть со своим телом, изучая и осваивая его. К потешкам соответственно относятся пальчиковые игры. В процессе игр дети сгибают и разгибают свои пальчики, растирают и массируют их, учатся координировать свои движения. Психологами доказано, что развитие мелкой пальцевой пластики имеет огромное значение для речевого развития ребенка. Слова пестушек, потешек побуждают к выразительной образной мимике, пластике движений, вовлекая его в веселую стихию игры, где эмоции всегда положительны. У ребенка реализуется потребность в смехе, веселье, юморе – качестве, так необходимом для формирования здоровой психики.
На основе пестушек и потешек с детьми организуются разнообразные игры с использование авторских игровых моделей: «Капуста» - игровая модель Т. Дунаевой, «Били лен» – игровая модель Т. Боровик, «Потягунюшки» – игровая модель И. Пантелеевой, «Мешу тесто» – игровая модель С. Жилинской, «Мы ногами топ-топ-топ» – Н. Мясниковой, «Гости» – Н. Лобанова, «Маланья» – В. Жилиной и др.
Прибаутки как жанр детского фольклора по содержанию напоминают маленькие сказочки, героями которых являются звери, птицы, насекомые, показывающие характеры людей и их взаимоотношения. Прибаутки предназначены для игр взрослых с детьми на уровне смысла, понятия и направлены на развитие воображения ребенка. Воображение, фантазии заменяют ребенку недостаток знаний, опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом окружающем мире. Именно через эмоционально-образную работу фантазии и воображения ребенок усваивает моральные и нравственные нормы, происходит компенсация недостаточных пока реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, решать проблемы социальных взаимодействий. Прибаутка также удовлетворяет потребность ребенка в смехе, юморе, игре.
Игры на основе прибауток нетрудно придумать – сами тексты подсказывают характер движений. Придумывание движений вместе с детьми занятие увлекательное и полезное, которое помогает развитию навыков выразительность речи, невербальной коммуникации, открывает возможности в будущем к полноценному социальному общению, успешной адаптации в жизни.
Дети любят игры на основе прибауток: «Козонька», «В сову», «Грачи летят», «Долгоногий журавель», «Тень-тень-потетень», «Зайчик, ты, зайчик», «Шел козел по лесу» и др. Эти игры создают атмосферу радости и доброжелательности.
В группе составлена картотека игр и авторских игровых моделей на основе пестушек, потешек, прибауток, к играм имеется необходимый игровой дидактический материал, что позволяет легко и быстро применять его в непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах.
Таким образом, детский фольклор как технология здоровьесбережения обеспечивает эмоционально-положительный тонус воспитанников и способствует сохранению и укреплению их физического, психического здоровья и эмоционального благополучия в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
Литература
1. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 304 с.
2. Куприна Н. Г. Практикум по дисциплине «Педагогика народного творчества» : методическое пособие для студентов педагогических вузов – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2015. – 110 с.
3. Традиционная культура и мир детства / Сост. : Н. Н. Успенская. – Екатеринбург, Свердловский областной Дом фольклора, 2008. – 210 с.
4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», 2012. – 80 с.