МААМ-картинки

Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения

Надежда Чувашова
Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из важнейших задач педагога дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Публикация «Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения» размещена в разделах

На современном этапе развития системы образования большое внимание уделяется технологиям здоровьесбережения. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, осуществляющихся в процессе взаимодействия педагога, детей и родителей.

Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ : детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью.

Осуществляя педагогическую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста в группе оздоровительной направленности, широко использую фольклор как технологию здоровьесбережения, направленную на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Фольклор – это народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы, создаваемые народом и бытующие в народных массах.

Обращение к фольклору в педагогической деятельности с детьми младшего дошкольного возраста не случайно, так как игровые, художественно-образные формы фольклора близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям. В особенности это касается детского фольклора – произведений, созданных самими детьми и взрослыми для детей. Передаваясь от одного поколения к другому в течение многих столетий, произведения детского фольклора приобрели содержание и форму, соответствующие особенностям детской психики, законам детской эстетики. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, и в этом смысле его можно рассматривать как универсальную дидактическую систему по воспитанию личности ребенка, здорового духом и телом.

В образовательном процессе ДОУ с дошкольниками младшего возраста использую следующие жанры детского фольклора : колыбельные песни, пестушки и потешки, прибаутки.

Фольклорные колыбельные песни – первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни. Терапевтический эффект колыбельных – успокоение, выравнивание эмоционального фона, создание ситуации защищенности и эмоциональной комфортности. В работе с дошкольниками слова и напев колыбельной являются моделью для игры, воспитательная цель которой дать возможность детям отдохнуть, расслабиться, снять напряжение и усталость в процессе непосредственно-образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми.

Организуя игры с детьми на основе колыбельных, использую следующие приемы :

1) воспитатель поет колыбельную песню для «уставшей» игрушки, а дети подпевают ему. В процессе подпевания дети сидят в удобных позах, выполняют плавные покачивающие движения (изображают качание колыбели, укачивание игрушки на руках, поглаживают себя по коленям и т. д.);

2) колыбельную поет (с помощью воспитателя) игрушка, пришедшая в гости. В процессе игры игрушка назначает правила: выигрывает тот, кто выбрал самую удобную позу для отдыха или оказался самым спокойным;

3) дети стоя изображают «спящие фигуры», а герой колыбельной Дрема, Сон, Угомон обходит фигуры и к концу куплета (поет воспитатель) выбирает одну из них. Все дети копируют выбранную фигуру. Со следующего куплета позы меняются.

Пестушки и потешки – веселые песенки-приговорки, которые полностью удовлетворяют потребность ребенка играть со своим телом, изучая и осваивая его. К потешкам соответственно относятся пальчиковые игры. В процессе игр дети сгибают и разгибают свои пальчики, растирают и массируют их, учатся координировать свои движения. Психологами доказано, что развитие мелкой пальцевой пластики имеет огромное значение для речевого развития ребенка. Слова пестушек, потешек побуждают к выразительной образной мимике, пластике движений, вовлекая его в веселую стихию игры, где эмоции всегда положительны. У ребенка реализуется потребность в смехе, веселье, юморе – качестве, так необходимом для формирования здоровой психики.

На основе пестушек и потешек с детьми организуются разнообразные игры с использование авторских игровых моделей: «Капуста» - игровая модель Т. Дунаевой, «Били лен» – игровая модель Т. Боровик, «Потягунюшки» – игровая модель И. Пантелеевой, «Мешу тесто» – игровая модель С. Жилинской, «Мы ногами топ-топ-топ» – Н. Мясниковой, «Гости» – Н. Лобанова, «Маланья» – В. Жилиной и др.

Прибаутки как жанр детского фольклора по содержанию напоминают маленькие сказочки, героями которых являются звери, птицы, насекомые, показывающие характеры людей и их взаимоотношения. Прибаутки предназначены для игр взрослых с детьми на уровне смысла, понятия и направлены на развитие воображения ребенка. Воображение, фантазии заменяют ребенку недостаток знаний, опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом окружающем мире. Именно через эмоционально-образную работу фантазии и воображения ребенок усваивает моральные и нравственные нормы, происходит компенсация недостаточных пока реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, решать проблемы социальных взаимодействий. Прибаутка также удовлетворяет потребность ребенка в смехе, юморе, игре.

Игры на основе прибауток нетрудно придумать – сами тексты подсказывают характер движений. Придумывание движений вместе с детьми занятие увлекательное и полезное, которое помогает развитию навыков выразительность речи, невербальной коммуникации, открывает возможности в будущем к полноценному социальному общению, успешной адаптации в жизни.

Дети любят игры на основе прибауток: «Козонька», «В сову», «Грачи летят», «Долгоногий журавель», «Тень-тень-потетень», «Зайчик, ты, зайчик», «Шел козел по лесу» и др. Эти игры создают атмосферу радости и доброжелательности.

В группе составлена картотека игр и авторских игровых моделей на основе пестушек, потешек, прибауток, к играм имеется необходимый игровой дидактический материал, что позволяет легко и быстро применять его в непосредственно-образовательной деятельности и в режимных моментах.

Таким образом, детский фольклор как технология здоровьесбережения обеспечивает эмоционально-положительный тонус воспитанников и способствует сохранению и укреплению их физического, психического здоровья и эмоционального благополучия в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.

Литература

1. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Детство-Пресс, 2000. – 304 с.

2. Куприна Н. Г. Практикум по дисциплине «Педагогика народного творчества» : методическое пособие для студентов педагогических вузов – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2015. – 110 с.

3. Традиционная культура и мир детства / Сост. : Н. Н. Успенская. – Екатеринбург, Свердловский областной Дом фольклора, 2008. – 210 с.

4. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. – СПб. : ООО Издательство «Детство-Пресс», 2012. – 80 с.

Публикации по теме:

Формирование речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. ФотоотчетФормирование речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Фотоотчет Вашему вниманию предоставляю фотоотчет конкурса на тему "Развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении". Проблема развития.

Игровая технология «квест» в дошкольном образовательном учреждении Игровая технология КВЕСТ в дошкольном образовательно учреждении. Что такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном.

Использование технологии эффективной социализации «Клубный час» в дошкольном учреждении Новые социокультурные условия диктуют и новые подходы к развитию у детей социально-коммуникативных навыков, которые в дошкольном возрасте.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Педагогический контроль в дошкольном образовательном учреждении Принимать участие и осуществлять педагогический контроль – это значит влиять на работу, преобразовывать ее. Контроль проводится не только.

Примерное положение «О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении» Примерное положение “О логопедическом пункте при дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)” Разработано в соответствии с Законом РФ “Об.

Психогимнастика в дошкольном образовательном учреждении Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто –.

Психогимнатика в дошкольном образовательном учреждении Психогимнастика дошкольном образовательном учреждении очень полезное занятие, способное не только помочь, но и просто поднять настроение.

Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении Консультация для воспитателей Сенсорная комната в дошкольном образовательном учреждении. Сенсорная комната - это мощный инструмент для.

Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС Трудовая деятельность в дошкольном образовательном учреждении в свете ФГОС. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения
Опубликовано: 11 сентября 2019 в 07:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование фольклора в дошкольном образовательном учреждении, как технологии здоровьесбережения» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Чувашова (УИ 472020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД