Фелицына Владислава Олеговна
Значение конструктивно-модельной деятельности в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Не все родители знают, что
онструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка. Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки: Пирамидка
становится «деревом», грибочек, изготовленный из природного материала,
превращается в «лесовичка» т. д. Иногда ребенок инициирует
конструирование, но самостоятельно его реализовать не способен. Тогда ему
Темочки:
на помощь приходит взрослый. Старшие дошкольники проявляют
удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к конструкции. Ребенок использует
необычные материалы и способы их сочетания. Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити. В другом случае ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволоки.
Дети - неутомимые конструкторы. Они с большим удовольствием делают различные модели (дом, мост, машина). Исследователи отмечают, что основы
моделирования закладываются еще в раннем и младшем дошкольном
возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование). По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования — модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и измерительная функции. Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее», некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.
Вопрос о развитии конструктивно-модельной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л. А. Венгер. Он указывал, что сама
конструктивная деятельность носит моделирующий характер и
непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети
учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение
графического моделирования в конструировании позволяет включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А. Р. Лурия,Н. Л. Линьковой, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгер.
Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная
способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др., в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С А. Лебедева, Н. Г. Салмина). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, Т. Д. Рихтерман). Моделирующий характер детской конструктивной деятельности, в ходе которой из деталей строительного материала воспроизводятся общий вид и
некоторые функциональные особенности реальных объектов в виде предметной модели, обеспечивает развитие внутренних форм наглядного моделирования и формирование модельных представлений.
В ряде работ, выполненных под руководством Л. А. Венгера, было установлено, что развитие модельных представлений детей может иметь большую эффективность при введении в конструирование графических внешних моделей «второго порядка» — простейших чертежей. Для
определения эффективности работы в течении года можно проводить с детьми диагностические игры и упражнения.
Детям предлагается:
- построить любую конструкцию из предложенного строительного материала;
- придумать, нарисовать, а потом построить любую конструкцию из предложенного строительного материала;
- расчленить контурную схему корабля: а) без образца, в соответствии с предложенными деталями строительного набора, из которых можно построить корабль; б) по готовому образцу конструкции;
- построить полную графическую модель будущей конструкции (без вспомогательных средств) и построить ее из незнакомого строительного материала (контроль).
Такие задания помогают воспитателю определить уровень овладения детьми конструктивной деятельностью, действиями наглядного моделирования и уровень общего умственного развития.
Так же развитию модельно-конструктивной деятельности способствует организация ее совместного выполнения несколькими детьми с распределением функций между ними, т. е. превращение ее из
индивидуальной в совместно-распределенную. Модельно-конструктивная деятельность создает благоприятные условия для такого объединения детей и может быть специально использована в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия. Таким образом, можно полагать, что модельно-конструктивная деятельность не только положительно влияет на развитие наглядно - образного восприятия, но и может служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества, максимально благоприятствующих дальнейшему развитию совместной деятельности детей в процессе обучения (A. JI. Венгер, К. Н. Поливанова, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман).
В первой младшей группе простейшее конструирование. К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить. Они учатся различать материал по форме и величине, правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик, понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, высокий - низкий); выполнять словесные указания. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки.
Вторая младшая группа. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности.
Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью – бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины, в каком положении он наиболее устойчив. Воспитатель постепенно усложняет задание. Изменение построек двумя способами: замена одних деталей другими или надстраивание их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Появляются первые постройки по собственному замыслу.
Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала.
В старшей группе формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
В подготовительной группе учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин).
Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. В соответствии
с Программой именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. По факту таких
деревянных конструкторов, к сожалению, в детских садах ещё нет! Создание объемных игрушек в технике оригами, из природного и бросового материала.
Таким образом, можно полагать, что конструктивно-модельная деятельность не только положительно влияет на развитие наглядно - образного восприятия, но и может служить основой для формирования представления предметных
форм, а также является также средством нравственного
воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.