МААМ-картинки

Значение конструктивно-модельной деятельности в дошкольном учреждении (1 фото)

Фелицына Владислава Олеговна
Значение конструктивно-модельной деятельности в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Не все родители знают, что

Значение конструктивно-модельной деятельности в дошкольном учреждении

онструктивная деятельность является разновидностью творчества ребенка. Уже младшие дошкольники проявляют свою индивидуальность и оригинальность Они способны по-своему использовать имеющиеся в их распоряжении постройки: Пирамидка

становится «деревом», грибочек, изготовленный из природного материала,

превращается в «лесовичка» т. д. Иногда ребенок инициирует

конструирование, но самостоятельно его реализовать не способен. Тогда ему

Публикация «Значение конструктивно-модельной деятельности в дошкольном учреждении» размещена в разделах

на помощь приходит взрослый. Старшие дошкольники проявляют

удивительную изобретательность в конструировании. Они действуют по определенным замыслом, который включает осмысление функций (для чего будет использоваться) будущей к конструкции. Ребенок использует

необычные материалы и способы их сочетания. Например, конструируя забор, ребенок использует обломки расчески, соединяя их между собой с помощью нити. В другом случае ребенок делает украшения для куклы, используя цветы и закрепляя их с помощью проволоки.

Дети - неутомимые конструкторы. Они с большим удовольствием делают различные модели (дом, мост, машина). Исследователи отмечают, что основы

моделирования закладываются еще в раннем и младшем дошкольном

возрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей (рисование, лепка, конструирование). По мере развития познания дошкольников происходит существенное изменение в содержании и в структуре моделирования — модели начинают чаще использоваться в познании окружающего, осваиваются их гносеологическая и измерительная функции. Однако в дошкольном возрасте ребенок осваивает лишь основы моделирования, что проявляется в умении использовать модель в познании разнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее», некоторых правил моделирования, замещения содержания, видоизменения готовых моделей.

Вопрос о развитии конструктивно-модельной деятельности и ее значении для умственного развития детей специально изучался А. Р. Лурия. Им был сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер конструктивной деятельности. Эту идею поддержал и развил в экспериментальных исследованиях Л. А. Венгер. Он указывал, что сама

конструктивная деятельность носит моделирующий характер и

непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети

учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение

графического моделирования в конструировании позволяет включить ребенка в самостоятельную творческую деятельность. Об этом говорят результаты психологических исследований А. Р. Лурия,Н. Л. Линьковой, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгер.

Современные исследователи рассматривают моделирование с разных позиций. В одних работах моделирование выступает как общая интеллектуальная

способность (Л. А. Венгер, Р. И. Говорова, Л. И. Цеханская и др., в других — как вид знаково-символической деятельности (Г. А. Глотова, С А. Лебедева, Н. Г. Салмина). Авторы ряда работ рассматривают возможность использования моделей и моделирования в различных видах детской деятельности (Н. Н. Кондратьева, М. В. Крулехт, Т. Д. Рихтерман). Моделирующий характер детской конструктивной деятельности, в ходе которой из деталей строительного материала воспроизводятся общий вид и

некоторые функциональные особенности реальных объектов в виде предметной модели, обеспечивает развитие внутренних форм наглядного моделирования и формирование модельных представлений.

В ряде работ, выполненных под руководством Л. А. Венгера, было установлено, что развитие модельных представлений детей может иметь большую эффективность при введении в конструирование графических внешних моделей «второго порядка» — простейших чертежей. Для

определения эффективности работы в течении года можно проводить с детьми диагностические игры и упражнения.

Детям предлагается:

- построить любую конструкцию из предложенного строительного материала;

- придумать, нарисовать, а потом построить любую конструкцию из предложенного строительного материала;

- расчленить контурную схему корабля: а) без образца, в соответствии с предложенными деталями строительного набора, из которых можно построить корабль; б) по готовому образцу конструкции;

- построить полную графическую модель будущей конструкции (без вспомогательных средств) и построить ее из незнакомого строительного материала (контроль).

Такие задания помогают воспитателю определить уровень овладения детьми конструктивной деятельностью, действиями наглядного моделирования и уровень общего умственного развития.

Так же развитию модельно-конструктивной деятельности способствует организация ее совместного выполнения несколькими детьми с распределением функций между ними, т. е. превращение ее из

индивидуальной в совместно-распределенную. Модельно-конструктивная деятельность создает благоприятные условия для такого объединения детей и может быть специально использована в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия. Таким образом, можно полагать, что модельно-конструктивная деятельность не только положительно влияет на развитие наглядно - образного восприятия, но и может служить основой для формирования предметных форм кооперации и сотрудничества, максимально благоприятствующих дальнейшему развитию совместной деятельности детей в процессе обучения (A. JI. Венгер, К. Н. Поливанова, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман).

В первой младшей группе простейшее конструирование. К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить. Они учатся различать материал по форме и величине, правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик, понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, высокий - низкий); выполнять словесные указания. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки.

Вторая младшая группа. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности.

Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью – бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины, в каком положении он наиболее устойчив. Воспитатель постепенно усложняет задание. Изменение построек двумя способами: замена одних деталей другими или надстраивание их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд). Появляются первые постройки по собственному замыслу.

Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала.

В старшей группе формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

В подготовительной группе учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин).

Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу. В соответствии

с Программой именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. По факту таких

деревянных конструкторов, к сожалению, в детских садах ещё нет! Создание объемных игрушек в технике оригами, из природного и бросового материала.

Таким образом, можно полагать, что конструктивно-модельная деятельность не только положительно влияет на развитие наглядно - образного восприятия, но и может служить основой для формирования представления предметных

форм, а также является также средством нравственного

воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Публикации по теме:

Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ с использованием LEGO-конструирования Доклад на тему: "Организация конструктивно – модельной деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста с использованием LEGO – конструирования.

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности из пуговицКонспект занятия по конструктивно-модельной деятельности из пуговиц конструктивно-модельная деятельность "Живые картинки" Воспитатель: Ребята, послушайте, что вы слышите? (трясу коробку, в которой лежат пуговицы.

Детский мастер-класс по конструктивно-модельной деятельности «Самолёт-истребитель»Детский мастер-класс по конструктивно-модельной деятельности «Самолёт-истребитель» Материал для выполнения мастер – класса: бумага для офисной техники зелёного цвета (двусторонняя) форматом А – 4, набор цветной бумаги,.

Детский мастер-класс по конструктивно-модельной деятельности «Собаки на войне»Детский мастер-класс по конструктивно-модельной деятельности «Собаки на войне» В рамках работы над долгосрочным, комплексным, информационно - познавательным Проектом «Я расскажу вам о войне», в ходе реализации целей.

Конспект конструктивно-модельной деятельности «Парк аттракционов» Конструктивно-модельная деятельность. Тема: «Парк аттракционов» Конструирование из строительного материала Л. В. Куцакова (стр. 50-51) О. Цель.

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности Сентябрь 1. Игры с крупными строительными материалами. 2. Самостоятельные игры с настольным и напольным строительным материалом (ознакомление.

Перспективное планирование по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе ДОУ .

План-конспект по конструктивно-модельной деятельности «Путешествие в космос» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»; «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое.

Презентация «Использование магнитного конструктора в конструктивно-модельной деятельности детей» Слайд 1 Уважаемые коллеги! Предоставляю вашему вниманию свою презентацию «Использование магнитного конструктора в конструктивно-модельной.

Конспект конструктивно-модельной деятельности «Домик для лисички» МБОУ Пеклинская СОШ Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию конструктивно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Значение конструктивно-модельной деятельности в дошкольном учреждении
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 19:38
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение конструктивно-модельной деятельности в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Фелицына Владислава Олеговна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД