Юлия Авдошкина
Использование проектного метода в формировании профессиональных представлений детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Мир профессий в обществе это сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Выработка системы отношений к профессиям, идентификация себя применительно к разным профессиональным видам деятельности определяет развитие механизма социализации личности, который берет свое начало в дошкольном возрасте. Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.
Публикация «Использование проектного метода в формировании профессиональных представлений детей» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Эффективным средством, содействующим решению этой задачи, является проектная деятельность. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе современного детского сада и стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Для начала нужно понимать, что такое проект и проектная деятельность. Проект (с греч.) – это путь исследования, метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Проектный метод – это совокупность приемов, действий детей и взрослых в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для детей и оформленной в виде некоего конечного продукта.
В общеобразовательной программе «От рождения до школы» особо выделен подраздел «Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание», в котором прописано: в подотовительной к школе группе следует расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества, воспитывать уважение к людям труда, продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (поселка, развивать интерес к различным видам профессий, в частности к профессиям их родителей и месту их работы.
В условиях дошкольного образовательного учреждения формирование представлений о труде взрослых, приобщение к миру профессий и выработка ценностного отношения к современным видам профессиональной деятельности нагляднее и доступнее осуществлять в процессе организации проектной деятельности. При организации проектной деятельности большое внимание стоит уделить подготовительной работе, направленной на обогащение развивающей среды, реализации содержательной стороны проекта с детьми с привлечением родителей и оптимизации взаимодействия педагогов с родителями для закрепления и совершенствования достигнутых результатов в процессе организации семейного воспитания.
Для примера могу привести алгоритм, по которому вела свою работу в этом направлении. Знакомство с профессией : название профессии, место работы, материалы и инструменты, которые используются в процессе труда, трудовые действия, результат труда, значимость и необходимость труда.
1. Экскурсионная деятельность, где дети могут наглядно наблюдать за трудовым процессом. В качестве основных форм организации могут быть использованы выездные экскурсии в музей, пожарную часть и предприятия района, посещение библиотеки и др. В процессе дальнейших бесед, сведения, полученные во время экскурсий, уточняются, дополняются и закрепляются.
2. Встречи с представителями разных профессий, моделирование трудовых операций, которые способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Такие встречи постепенно подводят к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат для общества, труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные им предметы и вещи надо беречь.
3. Просмотр мультимедийных презентаций: «Все работы хороши», «Мир профессий», «Хлеб – всему голова», «Исследователи космоса», «Слава добрым докторам» и др.
4. Использование дидактических игр : «Все профессии важны», «Кому это нужно», «Современные профессии», «Выбираем работу», «Что сначала, что потом», «Как труд людей разрушает нашу планету и как её спасает» и др.
5. Организация совместной деятельности детей и взрослых должна осуществляться в процессе бытового труда, труда в природе и труда по обслуживанию игр и занятий. Воспитателям необходимо открыть интересные, увлекательные, занимательные стороны трудовой деятельности. У детей особенно возрастает интерес к труду, если они могут принять в нем хотя бы небольшое участие. Такие трудовые поручения как «вытрем пыль с полки», «расчистим дорожки от снега» вызывают у детей положительные эмоции, так как, сразу виден результат труда, дети чувствуют его пользу для себя и окружающих. Таким образом, ознакомление с профессиями взрослых и собственная деятельность детей должны быть взаимосвязаны.
6. Организация сюжетно-ролевых игр. Труд тесно связан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Проектная деятельность как раз наполняет содержанием сюжетно-ролевые игры. Игра является результатом всей проводимой работы.
7. Чтение художественных произведений усиливает эмоциональное воздействие на детей. Своей образностью детские книги, пословицы и поговорки пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать литературным героям из произведений С. Маршака, С. Михалкова, В. Маяковского и др.
В качестве завершающего этапа в организации проектной деятельности организуйте работу с семьёй. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья. Благоприятные условия создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся, любят свою профессию, рассказывают детям о своей работе. Важно, чтобы с раннего возраста дети участвовали в посильном труде дома, на приусадебном участке. Взаимодействие с семьями может осуществляться в процессе организации творческих заданий на дом – составление рассказов родителей о своей профессии, оформление семейных альбомов, изготовление книжек-малышек. Вместе с родителями дети могут учить стихи, повторять пословицы и поговорки о труде. Продуктивными будут и совместные мероприятия с родителями – субботники, мастер-классы и тематические встречи детей с родителями.
Таким образом, проектная деятельность позволит объединить детей, родителей и педагогов, сформировать у детей правильные представления о профессиях взрослых и выработать у них трудовые умения и привычки, что даст необходимый воспитательный эффект.
Итак, проектная деятельность помогает углубить представление детей о мире профессий и трудовой деятельности и, несомненно, содействует воспитанию положительного отношения к этой работе. При реализации проектной деятельности следует создавать комплекс психолого-педагогических условий (учет принципов личностно-ориентированной педагогики, деятельностного подхода; организация предметно-развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для различных видов детской деятельности, нетрадиционное оборудование; сотрудничество всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей и пр.).