Папки-передвижки

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда (2 фото)

Елена Васюкова
Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда
Фото №1 Сенсорный от лат

b]Сенсорный[/b] – (от лат. - sensus, «восприятие»). Совокупность ощущений, полученных организмом от внешних раздражителей. Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации получает мозг и выдает больше адекватных ответов [4].

Публикация «Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Интеграция (от лат. integratio - «восстановление», «восполнение», «соединение»). Процесс объединения частей в целое. Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система [4].

Сенсорная интеграция - сложный процесс, происходящий в центральной нервной системе. Человек способен организовать и упорядочить восприятие сигналов которое считывает его тело (запах, вкус, зрение, давление, и т. д.).

Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса. Это основа для работы сенсорных систем нашего организма.

Цель данного метода коррекции - научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.

Метод сенсорной интеграции подходит ребёнку, если родители или педагоги наблюдают в его развитии определённые особенности:

Отсутствие или резкое снижение мотивации к речевому общению, речевой негативизм, немотивированное нежелание говорить;

Нарушение целенаправленности и концентрации внимания;

Недостаточность зрительного и слухового восприятия;

Трудности усвоения последовательности артикуляционных движений и воспроизведения артикуляционной позы;

Нарушения слоговой структуры слов;

Трудности усвоения лексико-грамматической стороны речи;

Особенности нейропсихических процессов:

- нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения;

- эмоциональная лабильность;

- невротические реакции;

Невозможность интегрировать сенсорную информацию, поступающую от различных органов чувств, для того чтобы получить полноценную картину окружающего мира.

Задача учителя-логопеда помочь детям с нарушениями речи использовать различные сенсорные системы для использования как в учреждении, так и дома.

Вот несколько приемов сенсорной интеграции, которые может использовать учитель-логопед в работе с детьми.

1. Упражнения для языка с использованием метода сенсорной интеграции.

Сенсорно-интегративная гимнастика (М. И. Лынская) [3].

Важным принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом, как в традиционной системе).

Таким образом, выполняя упражнения, решаются следующие задачи:

- активизируется небно-глоточное смыкание;

- растягивается подъязычная уздечка;

- дифференцируется носовой и ротовой выдохи;

- улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений;

- повышается качество обратной связи от артикуляционных органов.

• облизывание кружка лимона (апельсина, ребристого печенья) по кругу;

• слизывание языком варенья с ложек, тарелок;

• слизывание мёда с верхней губы;

• слизывание крышечки от йогурта, сметаны;

• облизывание «чупа-чупса»;

• «лакание» молока (воды) без помощи рук;

• сбор ягод (конфет) губами со стола без помощи рук;

• перекатывание леденца (сухарика, ягоды) во рту от щеки к щеке;

• удерживание капелек сока (воды) в язычке-чашечке;

• снятие зубами (губами, языком) кусочков фруктов с зубочистки;

• сплевывание с губ (языка) круп, зелени;

• сдувание кокосовой стружки;

• просовывание языка в дырочку сушки, удержание маленькой сушки в «чашечке», удерживание сушки на широком языке;

• прижимание круглой конфетки к твердому небу с удерживанием;

• удерживание риса (гречихи, перловки) кончиком языка, придерживая внутри рта у нижних зубов;

• удерживание хлебной палочки между верхней губой и носом, кончиком языка на носогубной складке;

• сглатывание капелек сладкой воды, капнутой из пипетки на корень языка.

2. «Утяжеление». [/b]

Этот вид деятельности необходим для детей, испытывающим трудности в регулировании уровня своего возбуждения. Регулярные упражнения по «утяжелению» помогут детям успокоиться. Такие мероприятия оказывают воздействие на тело, мышцы и суставы, помогая детям получить необходимую нагрузку. Детям важно научиться чувствовать своё тело, им полезно чувствовать себя «сжатыми», когда на их тело оказывается глубокое давление или «нагрузка сверху». Именно активная деятельность дает им необходимую сенсорную нагрузку, а эффект от этого может быть удивительным, ребёнок сможет регулировать своё поведение и уровень возбуждения.

Приспособления для «утяжеления»:

• сенсорный мешочек;

• утяжелённое одеяло;

• утяжелённая подушка;

• утяжелённый наплечник;

• утяжелённый плед;

• утяжелённый шарф;

• утяжелитель на запястье;

• утяжелитель на ноги.

3. Игры с сыпучими и пластичными массами. Игры с сыпучими (песок, галька и т. п.) и пластичными (пластилин, тесто, также очень полезны для подвижных детей, как и для детей с тактильными проблемами. Детям полезно трогать разнообразные текстуры и играть с ними, чтобы развить нормальное тактильное восприятие. Если ребёнок отказывается играть с пластилином и подобными массами важно подобрать текстуру, приятную для ребёнка.

Виды пластичных и сыпучих материалов:

• пластилин (шариковый, плавающий, восковой);

• глина (природная, полимерная);

• паста для моделирования;

• масса для лепки («холодный фарфор»);

• слайм (лизун, флаффи, жвачка для рук);

• пена для бритья;

• кинетический песок;

• бобовые и крупы.

4. Массажёры, вибрирующие игрушки.

Вибрация – это основной прием занятий для сенсорной интеграции. Они используются как для стимуляции, так и для успокоения ребенка. Вот некоторые идеи:

• ручные массажёры для массажа тела;

• массажёры для полости рта;

• щётка Wilbarger;

• мочалка-перчатка для душа;

• коврик для прихожей.

5. Приспособления для вестибулярных движений.

Вестибулярные движения (или проприоцептивная стимуляция) может взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Вот несколько предложений для получения ребенком подобного опыта:

• раскачивающиеся игрушки;

• доска Бильгоу;

• сенсорный гамак;

• сенсорный чулок;

• яйцо Кислинга (сенсорное яйцо);

• большие терапевтические мячи.

6. Ароматерапия.

Ароматерапия — это прекрасный способ для занятий с детьми, которые не чувствуют некоторые запахи или наоборот очень к ним чувствительны. Ароматерапия – это отличное средство стимуляции [7]:

• запах корицы, цитрусовых бодрит;

• лаванда улучшает память, расслабляет;

• запах апельсина расслабляет, успокаивает и восстанавливает жизненные силы организма;

• запах ладана успокаивает тело, расслабляет, снимает перенапряжение;

• запах тмина борется с проявлениями перенапряжения.

7. Игры с туннелями и палатками.

И то и другое очень полезно для сенсорной интеграции. Они полезны для развития крупной моторики. Даже просто ползая через тоннель, ребенок развивает координацию.

Тактильный опыт ребенка обогащается, если в тоннеле размещены разные предметы или помещается в него ковровое покрытие.

Можно немного потрясти тоннель когда малыш внутри, чтобы улучшить его проприоцептивные и вестибулярные реакции.

Можно использовать палатки для создания безопасной атмосферы, необходимой детям, перегруженным сенсорными стимулами.

8. Сенсорная комната.

Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.

Классификация стимулов сенсорной комнаты:

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной и активной. Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности - возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Наполняемость сенсорной комнаты:

• Магнитофон, воспроизводящий звуки природы;

• Ароматические приспособления (диффузеры, лампы);

• Мягкие подушки и одеяла;

• Пузырьковые трубы;

• Кресла-мешки;

• Массжаные кресла и маты;

• Ночники, особые светильники, лава-лампы. Включение сенсорного компонента в структуру комплексной коррекции положительно влияет на достижение высоких результатов в развитии коммуникативных навыков детей.

Используемая литература.

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М. : «Теревинф», 2019 г.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М. : Просвещение, 1988 г.

3. Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М. : Парадигма, 2016 г.

Интернет-ресурсы.

4. http://vombatik.ru/blog/sensorybox.html

5. https://vk.com/kinderquest

6. https://sensoricinru.wordpress.com/2013/

7. https://vemakids.com.ua › terapiya-sensornoy-integracii

8.http://www.sensory-processing-disorder.com/sensory-integration-activities.html

9.https://womanadvice.ru/sensornaya-integraciya-teoriya-i-praktika-uprazhneniya-dlya-detey-plyusy-i-minusy

10. https://wikifood.online/po-vliyaniyu/wellbeing/stress/uspokaivayushhie-efirnye-masla.html#8

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 27 января 2020 в 11:39
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Елена Васюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД