Папки-передвижки

Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР

Ольга Сулимова
Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным

ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Ушинский К. Д.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенно логическое мышление. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.

Публикация «Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц, т. е. схем, в которых заложена определё нная информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать.

К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят:

мнемотаблицы и коллажи, сенсорно-графические схемы,предметно-схематические модели, блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов. В мнемотаблице можно изображать практически все – т. е. производится графическое или частично графическое изображение литературных персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов.

При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Заучивать стихи и пословицы с помощью опоры на картинки – образы облегчают запоминание и позволяют ребенку контролировать свое произношение.

Как показывает опыт работы, подключение зрительного анализатора через картинку – образ в коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки и слова, помогает избежать быстрого утомления на занятии.

Этапы работы над стихотворением:

1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.

2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.

3. Вопросы по содержанию стихотворения.

4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.

5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.

6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Приёмы использования наглядного моделирования при заучивании пословиц и стихотворений по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты.

Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии.

Работа по приобщению детей к изучению стихотворений, пословиц строится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей.

В логопедической группе одной из задач воспитателя является закрепление сформированных речевых навыков. Он может использовать приемы мнемотехники по рекомендации логопеда, а также непосредственно для решения своих собственных задач. Например, в занятиях по развитию речи, знакомству с художественной литературой воспитатель может использовать нарисованные детьми мнемотаблицы для пересказа сказок и рассказов. При автоматизации и дифференциации вводимых звуков в речь воспитатели также используют мнемотаблицы для разучивания стихотворений и чистоговорок, наполненных отрабатываемыми звуками. Индивидуальные занятия для многих детей в таком случае перестают быть скучными и монотонными. Такое регулярное непрерывное взаимодействие воспитателя и логопеда с использованием приемов мнемотехники позволяет достигать положительных результатов сразу в нескольких областях и одновременно решать несколько задач. Логопед добивается своих поставленных целей, а воспитатель – своих. Так развивается связная речь детей, память, внимание, воображение, совершенствуется произносительная сторона речи ребенка. И приятно отметить, что все это происходит в интересной для детей обстановке с большим количеством вариаций игр и упражнений.

В этом году работу с мнемотехникой проводили на базе старшей и подготовительной группы, нами был создан проект «Стихи, пословицы и поговорки Родного края, посредством мнемотехнических приемов».

Реализация этого проекта способствовала у детей развитию познавательного интереса через знакомство с пословицами и стихотворениями народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.

Таким образом, работа в проектной деятельности пополнила картотеку пословиц и стихотворений посредством мнемотехники.

данный проект проводился в соавторстве с коллегой Бондаренко Ю. М.

Публикации по теме:

Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста Введение Речь ребенка привлекала внимание многих исследователей как отечественных, так и зарубежных. В. П. Вахтеров – первый в России – предпринял.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» Сообщение для педагогов Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».[/i].

Презентация практических достижений «Развитие связной речи дошкольников методом мнемотехники» 1 слайд Визитная карточка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка- детский сад №7 Майорова.

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» Проект Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» Актуальность проекта:. Проблема развития связной речи.

Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники В настоящее время проблема развития связной речи становится особенно актуальной. Главной отличительной чертой современного общества является.

Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольников Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому.

План работы по самообразованию «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи» Актуальность исследования Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь.

Совместная работа логопеда и воспитателя в развитии мыслительных процессов и связной речи у детей приемами мнемотехники Одним из основных направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантией доступности и равных возможностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР
Опубликовано: 7 февраля 2017 в 12:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сулимова (УИ 35318) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД