Ольга Сулимова
Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Ушинский К. Д.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В настоящее время у детей наблюдаются такие проблемы, как скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, несовершенно логическое мышление. А ведь они – результат плохо развитой памяти. Задача – стимулировать развитие всех видов памяти ребенка - сегодня одна из важнейших.
Публикация «Роль мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Приёмы запоминания и припоминания увеличивают объём памяти, путём образования дополнительных ассоциаций.
Использование мнемотаблиц, т. е. схем, в которых заложена определё нная информация ставит своей целью: закреплять различные методы запоминания, расширять словарный запас, развивать образное восприятие, устную речь, умение связно говорить и рассказывать.
К мнемотехнике в дошкольной педагогике разные авторы относят:
мнемотаблицы и коллажи, сенсорно-графические схемы,предметно-схематические модели, блоки-квадраты, а также схемы составления рассказов. В мнемотаблице можно изображать практически все – т. е. производится графическое или частично графическое изображение литературных персонажей, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Заучивать стихи и пословицы с помощью опоры на картинки – образы облегчают запоминание и позволяют ребенку контролировать свое произношение.
Как показывает опыт работы, подключение зрительного анализатора через картинку – образ в коррекционную работу позволяет детям осознанно усвоить и ввести в активный словарь новые для них звуки и слова, помогает избежать быстрого утомления на занятии.
Этапы работы над стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Приёмы использования наглядного моделирования при заучивании пословиц и стихотворений по опорным картинкам и мнемотаблицам на коррекционных логопедических занятиях дают положительные результаты.
Достоинством предлагаемых методов является то, что они имеют сильную теоретическую основу. Базируясь на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся у человека на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры, каждый из которых вносит свой специфический вклад в организацию этих процессов, они открывают широкие возможности и для коррекции отклонений в речевом и психическом развитии.
Работа по приобщению детей к изучению стихотворений, пословиц строится системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей.
В логопедической группе одной из задач воспитателя является закрепление сформированных речевых навыков. Он может использовать приемы мнемотехники по рекомендации логопеда, а также непосредственно для решения своих собственных задач. Например, в занятиях по развитию речи, знакомству с художественной литературой воспитатель может использовать нарисованные детьми мнемотаблицы для пересказа сказок и рассказов. При автоматизации и дифференциации вводимых звуков в речь воспитатели также используют мнемотаблицы для разучивания стихотворений и чистоговорок, наполненных отрабатываемыми звуками. Индивидуальные занятия для многих детей в таком случае перестают быть скучными и монотонными. Такое регулярное непрерывное взаимодействие воспитателя и логопеда с использованием приемов мнемотехники позволяет достигать положительных результатов сразу в нескольких областях и одновременно решать несколько задач. Логопед добивается своих поставленных целей, а воспитатель – своих. Так развивается связная речь детей, память, внимание, воображение, совершенствуется произносительная сторона речи ребенка. И приятно отметить, что все это происходит в интересной для детей обстановке с большим количеством вариаций игр и упражнений.
В этом году работу с мнемотехникой проводили на базе старшей и подготовительной группы, нами был создан проект «Стихи, пословицы и поговорки Родного края, посредством мнемотехнических приемов».
Реализация этого проекта способствовала у детей развитию познавательного интереса через знакомство с пословицами и стихотворениями народов Южного Урала. Разбудили интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.
Таким образом, работа в проектной деятельности пополнила картотеку пословиц и стихотворений посредством мнемотехники.
данный проект проводился в соавторстве с коллегой Бондаренко Ю. М.