Надежда Котова
Использование приёма комментированного рисования в коррекционной работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является формирование связности речевого высказывания.
Проблема данного исследования обусловлена значимостью коррекции нарушений связной речи, важностью преобразования коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития.
Публикация «Использование приёма комментированного рисования в коррекционной работе по развитию связной речи у старших дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Связная речь - сложная форма речевой деятельности. Она носит характер регулярного изложения. То есть под связной речью понимается развернутое, законченное изложение определенного содержания, которое осуществляется 0логически, последовательно, грамматически правильно [3].
Вопросами развития связности речи занимались многие исследователи, такие как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. П. Глухов, Т. Б. Филичева, Э. П. Короткова, В. И. Логинова и другие.
Развитие связной речи является необходимой задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи.
Дети с ЗПР имеют нарушения в формировании и развитии психических функций и навыков, для них характерно отставание от нормы психического развития в целом, либо его отдельных функций. Нарушенной является и речевая функция, в том числе связная речь.
Научные исследования в области изучения состояния связной речи детей с задержкой психического развития Р. И. Лалаевой, Д. И. Бойкова, Н. Ю. Боряковой, Е. С. Слепович свидетельствуют о значительных нарушениях внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний этой категории детей.
По мнению Н. Ю. Боряковой, связная монологическая речь имеет свои особенности у детей ЗПР [2]. Так, например, в работах автора рассматриваются особенности выполнения заданий детьми с ЗПР, требующих различной степени самостоятельности процессов программирования и языкового оформления связных речевых высказываний.
Экспериментальные исследования Н. Ю. Боряковой показали, что пересказы - наиболее доступная форма речевой деятельности для детей с ЗПР. Однако их пересказы неоднородны. Только у малой части ребят с задержкой психического развития были наблюдены пересказы второго уровня сформированности, приближающиеся к пересказам дошкольников с нормой развития.
При этом автором отмечено, что наличие серии сложных картинок активизирует речь дошкольников с задержкой психического развития, но дети быстро устают, отвлекаются, что ухудшает качество связной речи.
Только для четверти детей с задержкой психического развития, по данным Н. Ю. Боряковой, характерны логические и последовательные рассказы с некоторой помощью педагога. Рассказы же большинства детей с ЗПР находились на третьем уровне. Это свидетельствует о том, что дети недостаточно понимают связь между отдельными картинками, не могут уловить причинно-следственные отношения, персонажей, их мотивы. При рассказе дети часто меняют его логическое направление, не соотносят последовательные части рассказа с предыдущим содержанием. Наблюдаются нарушения в переходе от одной программы к другой. Некоторые дети по уровню сформированности рассказов приближались к уровню умственно отсталых детей: в их рассказах было только перечисление некоторых объектов картинок [2].
При построении связного высказывания у детей с ЗПР наблюдается «застревание» на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, неумение передать последовательность событий, ребенок легко переключается с одной темы на другую.
Существенную роль в слабом развитии связной речи играет недоразвитие диалогической речи, которая предшествует монологической речи и подготавливает ее формирование. Дети с рассматриваемым нарушением часто не понимают необходимости четко и ясно донести суть любого действия так, чтобы оно было понятно собеседнику.
Речевая активность этой группы детей мала и быстро истощаема. Недоразвитие волевой сферы у дошкольников с ЗПР играет определенную роль в нарушении потока речевых высказываний. В тех случаях, если ребенку становится интересна тема высказывания, вид связных высказываний также меняется, они становятся более подробными и связными, количество слов в предложении увеличивается. То есть на характер связной речи также влияет мотивация.
Таким образом, у детей с ЗПР нарушается как содержательный план, так и план формирования связного высказывания.
Хочется отметить и то, что от степени развития связности речи зависит многое, например, адаптация данной категории детей в учреждениях образования, их включение в жизнь общества. Преодоление описанной проблемы – важная задача коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ЗПР. Важной ее составляющей является развитие диалога и монолога, получение детьми навыков коммуникации.
Одним из направлений такой работы является метод комментированного рисования. Применение техники «комментирующей речи взрослого» и техники «комментированного рисования» при развитии изобразительного навыка и речи дошкольников описали некоторые исследователи (О. П. Гаврилушкина, Т. А. Миронова, Г. В. Чиркина и др.).
Известно, что изобразительная деятельность может стать эффективным инструментом в решении проблем с речью ребенка.
Комментированное рисование – это одна из современных педагогических технологий, направленных на развитие ребенка, один из основных способов познания окружающего мира. Техника комментированного рисования представляет собой моделирование коммуникативной ситуации, центром которой является создание взрослым схематического наброска на тему, отражающую ближайший опыт детей, и организация общения между детьми.
При составлении рисунков педагог организует взаимодействие детей, побуждая их задавать друг другу вопросы и отвечать на них. В процессе комментированного рисования широко используется имитация различных действий [7].
Все занятия основаны на коммуникативном принципе. Это выражается в том, что на каждом занятии:
1. Создаются оптимальные условия для подлинной мотивации детской речи и необходимости в ней;
2. Ребенок должен знать, почему и для чего он говорит;
3. Предусмотрено главное условие общения – адресуемость речи, ребенок обязательно адресует кому-то вопросы, сообщения, мотивы;
4. Речевая инициатива каждого ребенка стимулируется и поддерживается;
5. Осуществляется целенаправленный отбор контента для обсуждения, основой которого является личный эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;
6. Широко используются различные коммуникативные средства : образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.
Прокомментированный рисунок становится системообразующим компонентом педагогического воздействия. В процессе рисования с комментированием ребята общаются, задают вопросы, высказывают идеи, следовательно, развивают навыки коммуникативных высказываний [7].
Таким образом, нарушения связности речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР мешают нормальному развитию. Своевременное выявление нарушений и начало коррекционно-логопедической деятельности помогают полноценно развиваться связной речи детей этой категории.
Применение техники комментированного рисования способствует не только развитию речи, ее выразительности, связности, исправлению основных психических процессов у дошкольников с задержкой психического развития, но и возможности их адаптации в социуме.
Список литературы:
1. Борякова Н. Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1.
2. Борякова, Н. Ю. Особенности формирования речевого высказывания у старших дошкольников с задержкой психического развития : автореф. дис. … канд. психол. наук. — М., 1983 / Борякова Н. Ю.
3. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста : учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004.
4. Карслиева Ирина Владимировна, Зарин Алиция Петровна, Ильина Светлана Юрьевна Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2015. №3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-rechi-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya
5. Клейменова Мария Васильевна Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста // Евразийский Союз Ученых. 2017. №12-1 (45). URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-svyaznoy-rechi-u-detey-s-zpr-doshkolnogo-vozrasta
6. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. — М. : Владос, 2004.
7. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера, С. 2010-128