Марина Карвацкая
Использование природного материала для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование природного материала для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.
О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Нарушение речи, ОНР
- Поделки из природного материала
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша.
Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.
Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи. В результате работы у детей совершенствуется ручная умелость.
Виды игр с природным материалом
Массаж рук
Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Чтобы массаж проходил интереснее, можно использовать в качестве ручных тренажеров природный материал – грецкие орехи, шишки, каштаны, палочки.
Игры с крупой и семенами, ракушками, камушками.
Крупы: рис, гречка, манка, пшено.
Семена: горох, фасоль, кукуруза.
Семечки: подсолнечника, арбуза, тыквы.
Косточки: абрикос, слив.
Ракушки, камушки.
Перебирание.
Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Можно посоревноваться и сделать это на время.
Перекладывание.
Насыпаем в чашку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.
Можно использовать пинцет.
Рисование.
Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). И начинаем рисовать. Можно на манке выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, ракушки, камушки.
Разворачивание.
Заворачиваем в фольгу орех (шишку). Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги Задача ребенка развернуть аккуратно, не повредив фольгу.
Пересыпание.
Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты.
Выкладывание.
Используем схемы-картинки. На них выкладываем изображения контуров предметов, нужно дорисовывать то, что пропустил художник, можно украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, горохом, фасолью, ракушками, камушками. Можно использовать пинцет. Выкладывать можно на соленом тесте.
Аппликация из крупы.
Выполняя аппликацию из крупы учиться совершать щипковые движения. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.