Марина Карвацкая
Использование природного материала для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование природного материала для развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи
Пальцевая моторика и речевая функция между собой тесно связаны: если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. У большинства детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их неточны и несогласованны.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- ОНР, нарушение речи
- Поделки из природного материала
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
О связи умственных способностей, речи и мелкой моторики руки известно давно. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Особенно важно обратить внимание на развитие и совершенствование моторики рук в первые годы жизни малыша.
Задачей взрослых является помочь малышу начать полноценно использовать возможности ручек. Чем раньше и полнее реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка, особенно с проблемами.
Игры с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики, формированию и развитию пространственных и количественных отношений, знакомству со свойствами природных материалов, развитию памяти, мышлению и речи. В результате работы у детей совершенствуется ручная умелость.
Виды игр с природным материалом
Массаж рук
Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Вместе с тем этот же массаж рук действует успокаивающим образом. Чтобы массаж проходил интереснее, можно использовать в качестве ручных тренажеров природный материал – грецкие орехи, шишки, каштаны, палочки.
Игры с крупой и семенами, ракушками, камушками.
Крупы: рис, гречка, манка, пшено.
Семена: горох, фасоль, кукуруза.
Семечки: подсолнечника, арбуза, тыквы.
Косточки: абрикос, слив.
Ракушки, камушки.
Перебирание.
Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Можно посоревноваться и сделать это на время.
Перекладывание.
Насыпаем в чашку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком.
Можно использовать пинцет.
Рисование.
Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). И начинаем рисовать. Можно на манке выкладывать фигуры, узоры, целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза, ракушки, камушки.
Разворачивание.
Заворачиваем в фольгу орех (шишку). Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги Задача ребенка развернуть аккуратно, не повредив фольгу.
Пересыпание.
Крупу можно пересыпать в разные емкости, рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты.
Выкладывание.
Используем схемы-картинки. На них выкладываем изображения контуров предметов, нужно дорисовывать то, что пропустил художник, можно украшать предметы, находить фигуры и все это делать семенами арбуза, горохом, фасолью, ракушками, камушками. Можно использовать пинцет. Выкладывать можно на соленом тесте.
Аппликация из крупы.
Выполняя аппликацию из крупы учиться совершать щипковые движения. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.