Детский сад
Использование приемов моделирования в процессе коррекции речи
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире число детей дошкольного возраста, имеющих недостатки в речевом развитии, увеличивается с каждым годом. Большая часть детей интеллектуально развиты, эрудированны, любознательны, однако из-за нарушения фонематического слуха возникает проблема неправильного слухового восприятия.
Нарушение фонематического слуха и восприятия является причиной неправильного звукопроизношения, «ориентировке» в мире звуков. Работа учителя-логопеда направлена на раннее выявление детей с фонетико-фонематическим нарушением развития речи, чем раньше ребенок сможет усвоить навыки звукового анализа, тем быстрее и успешнее он освоит звукопроизносительные функции правильной речи. В основе методики коррекционной работы заложено обучение ребенка различению фонем, звуковому восприятию и анализу слов и слогов. Этот навык оказывает положительное воздействие при обучении ребенка письму.
Публикация «Использование приемов моделирования в процессе коррекции речи» размещена в разделах
Считается, что фонематический слух формируется при говорении и слушании, однако при неправильном произношении, опираясь только на слуховое восприятие, невозможно научить детей различать звуки как изолированный, так и в составе слова. В результате работы над звуковой стороной слова, у детей формируется особое лингвистическое отношение к речи, к языковой деятельности, Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка /фонетического, лексического, грамматического/ и форм речи (монологической и диалогической)
Одним из приемов, помогающих детям, научиться различать звуки речи, является прием наглядного моделирования звука или его материализация. Использование цветных фишек для обозначения звуков гласных (красная, твердых (синяя) и мягких (зеленая) позволяет ребенку воспринимать в более доступной для него форме звуковой анализ слова.
Используя метод моделирования, который представляет собой продукт сложной познавательной деятельность и помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. В процессе вербального общения это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. Опорные схемы – помогают задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Это позволяет строить работу в опоре на уже имеющиеся у ребенка знания и умения, обеспечивает поступательное развитие, которое обеспечивает достаточно высокие результаты в работе по коррекции развития речи детей дошкольного возраста.
Ученые психологи и лингвисты Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Л. А. Лурия и др. доказывали возможность прямого развития речи дошкольников при овладении действиями замещения и наглядного моделирования. Следуя анализу исследований по проблеме (В. А. Веникова, Б. А. Глинского) можно наметить последовательность моделирования, которая включает несколько этапов: изучение объекта, его обследование, определение аналога модели, выбор качества модели объекта, который способен заменить оригинал.
Наглядное моделирование используется в развитии артикуляционного аппарата детей, во время дыхательной гимнастики и работе со звуками. Сам процесс моделирования подводит ребенка к осознанию, что звук является моделью, который можно изменять, исследовать, использовать в зависимости от поставленных задач. Ребенок учится анализировать, синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии – это значит - готовить их к успешному обучению. Знаки, символы, модели, схемы, мнемотаблицы, позволяют ребенку быстрее запомнить и воспроизвести информацию.
Неотъемлемой частью в процессе моделирования является игра. В основу коррекционной работы с детьми входят игры и игровые упражнения в сочетании с элементами самостоятельной деятельности.
С целью развития слухового внимания и памяти организуется игра «Лаборатория». Предварительная работа включает действия детей с предметами, сыпучими и жидкими телами. Дети пересыпают крупу, горох, переливают жидкость, крошат овощи, режут бумагу, дробят кусочки сахара молоточками. В процессе самой игры дети-лаборанты производят действия, по очереди только одно, а присутствующие должны узнать, что делает лаборант. Названные игры рекомендуется проводить воспитателям в работе в детьми с целью развития слухового внимания и памяти.
Используется в коррекционной работе и собственный авторские материалы, например методическое пособие «Волшебный домик», игра, которая предназначена для детей старшего дошкольного. Основная цель игры коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи и совершенствование аналитико-синтетичекой деятельности детей, развитие логики мышления, памяти, внимания, сенсорных способностей и речевых навыков, тактильных ощущений, проявлению таких качеств личности как целеустремленность, самоанализ, инициативность. В этой игре заложен принцип линейного программирования. Дети, прочитав составленное ими слово, могут сразу проверить себя, если окошко домика. Знакомство с буквами ведет к овладению начальными навыками чтению. Это контрольная точка в работе по коррекции фонетико-фонематического недоразвития детей.
Специальные упражнения для развития фонематического слуха необходимы всем детям. У которых нет нарушений произношения. Хорошо развитый фонематический слух непременное условие для овладения грамотой.
Литература
1. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. : -М. Просвещение, 1989г.
2. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. : - СПб., 2005.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. : -М., 2007.
4. Вакуленко Л. С., Н. В. Верещагина. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников. : -СПб., 2014.