Ольга Демченко
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию свою работу по использованию приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника включает в себя мнемоквадраты, мнемодорожки и мнемотаблицы.
Принцип работы мнемотехники можно разделить на 3 этапа:
Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
На первом дети знакомятся с символами. Этот этап работы называется работа с мнемоквадратами.
На втором осуществляется перекодирование информации, преобразование из абстрактных символов в образы. Учим детей «читать» простые схемы из 2-4 символов. Затем образовывать простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап называется мнемодорожки.
На третьем этапе начинается работа с мнемотаблицей.
Мнемоквадрат – структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это квадрат (лист бумаги, на котором схематично изображается какой – либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.
Мнемодорожки – ряд картинок из мнемоквадратов, состоящих из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, отгадывать загадки, заучивать стихотворения.
Мнемотаблицы – это схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, т. е. текст придумывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко запоминает.
Мнемотаблицы используют при :
составлении рассказов по картине, пересказе, описательного рассказа или творческого рассказа, заучивании наизусть, отгадывании загадок.
Ряд исследователей в области педагогики такие, как Л. В. Выгодский, А. Р. Лурия, Н. И, Жинкина выделяют 2 вида связной речи – монолог и диалог. Монологическая речь – более сложный вид связной речи. И понимается, как развернутое высказывание, состоящее из нескольких логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и смыслом.
В среднем дошкольном возрасте основными видами монологической речи является самостоятельный рассказ и пересказ.
Детям очень сложно связно, последовательно и грамматически правильно излагать свои мысли, составляя описательные рассказы об окружающих предметах и различных событиях
С большими трудностями дети сталкиваются при описании каких- либо предметов. Это могут быть, например предметы посуда, мебели, игрушки, объекты живой природы – птицы, животные и особенно трудно передать содержание сюжетных картинок, чтобы получился последовательный рассказ. Т. к. любой предмет или событие нужно осознать и тщательно проанализировать. Это ребенку трудно.
Для формирования правильного высказывания в организованной образовательной деятельности я с детьми использую приемы мнемотехники.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно- схематические (меньшее количество изображений и частичное кодирование) и схематические (полностью кодированная информация).
Первоначально знакомила детей с предметной моделью мнемотаблицы, например, «Расскажи про осень», «Магазин игрушек - что ты можешь рассказать об игрушках, «Вспомни и расскажи сказку».
Дети учились составлять рассказ «Про зимующих птиц», «Синичка», опираясь на предметные картинки (включала в работу с детьми схемы другого вида, посмотрим на них.)
Описательный рассказ требует от детей особого внимания и мышления. Так, описывая игрушки с помощью мнемотаблиц обращала внимание детей выделять важные признаки описываемого предмета (цвет, форма, величина, материал, затем части и действия с ним.
Далее, когда научились понимать предметную модель, то мы рассматривали предметно – схематическую модель. Предлагала такой материал как «Осень» и «В огороде».
При описании рассказа первоначальным шагом было рассматривание картинки. Затем назвать все, что изображено на ней. Если не был замечен важный момент или предмет, относительно сюжета, то я обращала внимание детей на это соответствующими вопросами:
Например: - Какое время года наступило?
- Наступила осень.
- Какой дождь моросит?
- Моросит холодный дождь.
В этом возрасте преобладает наглядно – образная память. Поэтому использование предметно- схематической модели намного облегчило процесс запоминания у детей.
Таким образом составлялись предложения, т. е. формировался ответ через зрительные образы. Так разбирали каждую схему. Далее, как пример предлагала послушать получившийся рассказ, обращая внимание на каждый символ. Затем, дети опираясь на четкий план составляли рассказ, который получался последовательный и логически выстроенный.
В обучении пересказу действовала по тому же плану. Только после рассматривания картинки, читала уже готовый текст, обращая внимание на схемы и символы. В данном случае это предметно- схематическая модель изображения.
Рассмотрим другую модель предметно- схематической таблицы. (Рома пошел рыбачить на пруд)
После того, как сюжет становится понятным, затем вводятся схемы.
Параллельно с этой работой вовлекала детей в речевые игры: «Фразовый конструктор» (составить предложение, «Домики» (он, она, оно, они, работа с предлогами (в, на, под, которые развивают зрительное восприятие, мышление образное и логическое, внимание и наблюдательность.
На данный момент, могу сказать, что этот процесс интересен и увлекателен детям. Ребята радуются своим маленьким успехам, что у них получается работать по схемам. Думаю продолжать работать в этом направлении, с постепенным усложнением