МИхеева Людмила
Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование приемов и методов ТРИЗ –педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников
Образовательные стандарты третьего поколения рассматривают функциональную грамотность как способность решать различные жизненные ситуации. Развивают функциональную грамотность предметные, метапредметные и универсальные способы деятельности, которые формирует школа. (2) Все способы деятельности подразумевают, что ученики овладеют ключевыми компетенциями, которые позволят получить дальнейшее образование и ориентироваться в мире профессий.
Публикация «Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики при формировании функциональной грамотности младших школьников» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.
И именно в начальной школе закладываются основы функциональной грамотности.
Одним из компонентов развития функциональной грамотности является креативное мышление. Согласно определению из «Большой психологической энциклопедии», творческое, или креативное, мышление — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.
В педагогической практике с целью развития креативного мышления у обучающихся предлагаю использовать приемы и методы ТРИЗ- педагогики.
ТРИЗ - Теория Решения Изобретательских задач. Основоположник ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер, советский писатель и изобретатель, он выявил основные методы и инструменты для решения изобретательских задач.
ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни.
Принципы ТРИЗ-педагогики :
Принцип целостности знаний
Приоритет методов мышления
Принцип «знания через творчество»
Ученик – субъект обучения
Развитие креативного мышления.
Как видим, многие принципы перекликаются с теми аспектами, которые нам диктует функциональная грамотность.
Основные методы ТРИЗ используемые в работе с детьми :
1) Метод «Мозговой штурм» (МШ) : предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка.
2) Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Личностная аналогия (эмпатия, прямая аналогия, фантастическая аналогия.
3) Метод морфологического анализа появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.
4) Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с детьми.
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения школьников творческому рассказыванию.
5) Метод фокальных объектов (МФО) предложен американским психологом Ч. Вайтингом. Суть метода заключается в том, что к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Это усовершенствованный метод каталога. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.
6) Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования : увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот».
7) Системный оператор. Работа с системным оператором предполагает формирование у ребё нка умение анализировать и описывать систему связей любого объекта материального мира: его назначение, динамику развития в определённый отрезок времени, признаки и строение и др.
8) ММЧ (метод маленьких человечков). Суть методики в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.
ТРИЗ игры
Игра "Данетки». Метод суждения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет». Вопросы для отгадывания должны быть построены таким образом, чтобы ведущий мог ответить только «да» или «нет» и ответ на них позволял сужать поле поиска. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Такой прием можно использовать на всех предметах : математике, окружающем мире, литературном чтении, русском языке.
Игра «Цепочка». Дети становятся в круг. Учитель бросает мяч и называет любое слово (существительное). Ученик возвращает мяч или передает мяч другому, называя признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием, и бросает мяч следующему ученику. И т. д.
Игра «Создай паспорт». Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану, для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Может быть использован для создания характеристик.
«Синквейн»
Алгоритм синквейна.
1 строка, ключевое слово, определяющее синквейн.
2 строка, два прилагательных, характеризующие данное понятие.
3 строка, три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка, фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.
5 строка, обычно одно слово, вывод, в котором человек выражает свои чувства, связанные с данным понятием.
Игра «Хорошо-плохо»
Направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
Развитию креативного мышления способствует и решение головоломок, ребусов, занимательных задач, друдлов. Однако тут важно быть готовым прийти на помощь ребёнку, подвести его к решению, чтобы не создавать для него ситуацию неуспеха.
В ТРИЗ-педагогике методов и приемов обучения огромное количество. Перечисленные приемы можно успешно применять на уроках в начальной школе. Используя элементы ТРИЗ в работе с детьми, можно реализовать кредо ТРИЗовцев : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта" (Г. С. Альтшуллер).
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.
Источники:
1. Леонтьев А. А. От психологии чтения к психологии обучения чтению // Материалы 5-й Международной научно-практической конференции: в 2 ч. — Ч. 1 / под ред. И. В. Усачевой. — М., 2002.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образоРецензия
3. Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др. ]. — М. : Эксмо, 2007. — 542, [1] с. : портр. — ISBN 978-5-699-20617-9. вания и науки Рос. Федерации. Режим доступа: https://fgos.ru/.
4. https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599
6. https://school67.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/formirovanie_fg_v_nachalnoy_34.html
7. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2022/04/24/triz-pedagogika-i-ee-rol-v-formirovanii
8. https://orehovo.tvoysadik.ru/site/pub?id=353
9. https://multiurok.ru/index.php/files/ispolzovanie-triz-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole.html
10. https://znanio.ru/media/kreativnoe-myshlenie-v-ramkah-funktsionalnoj-gramotnosti-shkolnikov-2656599
и др.