Получи документы

Использование предметно-развивающей среды для формирования предпосылок активной речи у детей от 0 до 1 года

Елена Валерьевна
Использование предметно-развивающей среды для формирования предпосылок активной речи у детей от 0 до 1 года
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Использование предметно-развивающей среды для формирования предпосылок активной речи у детей от 0 до 1 года в условиях Дома ребенка.

План:

• Введение

• Возрастные особенности детей от 0 до 1 года

Развитие речевого общения

Формирование предпосылок активной речи

• Этапы развития активной речи у детей от 0 до 1 года

• Развитие речи от 0 до 1 года (по программе)

Публикация «Использование предметно-развивающей среды для формирования предпосылок активной речи у детей от 0 до 1 года» размещена в разделах

Предметно-развивающая среда

• Требования к созданию предметно-развивающей среды в группе от 0 до 1 года

Развитие действий с предметами у детей от 0 до 1 года (по программе)

• Заключение

В Доме ребенка, в группе №5 мы работаем по «Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка» под редакцией Р. В. Ямпольская, Э. Л. Фрухт и по инновационной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, издание пятое, Москва 2019г. Она основана на предыдущей редакции программы, расширена за счет некоторых изменений и дополнений.

Одна из важнейших задач – это развитие личности, одна из главных особенностей новой программы – это пространство детской реализации, осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы, также прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельную детскую активность и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам. Конечно, это никому не секрет, что существуют различия формирования речи у детей воспитывающихся в доме ребенка и детей домашних.

Почти у всех детей, которые попадают в дом ребенка, имеются проблемы с речью: задержка психического развития (ЗПР, ЗПРР, с умственной отсталостью различной степени тяжести, с перинатальным поражением ЦНС и многое др. Причины разные: это и сложные роды, социальная запущенность, негативная наследственность, в частности алкоголизм и наркомания родителей. Поэтому с детьми раннего возраста занимаются специалисты и логопеды (дефектологи, а задача воспитателя – это формирование у детей понимания речи, накопление пассивного словаря, расширение словесного запаса и формирование предпосылок активной речи учитывая возрастные особенности детей младенческого возраста.

Возрастные особенности детей от 0 до 1 года

• Отличительной особенностью ребенка данного возраста является быстрый темп физического, психического и социального поведения.

Формируется умение доводить 2-3 предметных действий до результата.

• Интенсивно развиваются слуховое и зрительное восприятие, двигательная активность, восприятие речи и речевое общение.

Развитие речевого общения

Речь - способность говорить, выражать словами мысль.

Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.

Самой первой ступенькой речевого развития малыша будет воспитание потребности речевого общения. Он учится понимать, что для нормального взаимодействия со взрослыми ему необходимо овладеть их языком, чтобы словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности.

Очень полезно при общении с малышом использовать различную интонацию, при общении и «разговорах» с малышом произносить слоги, которые он использует в лепете с различной интонацией (удивленно, радостно, вопросительно, спокойно и т. д.).

Взрослому необходимо вызвать удовольствие у малыша от общения с ним, постоянно «оречевлять» все происходящее, называть части тела малыша, предметы одежды, игрушки и т. д.

В разговоре с малышом необходимо проговаривать все свои действия, описывать и обозначать их. Фразы должны быть короткими, объясняющими, например: «Сейчас оденем кофточку», «Дай мне ручку», «Вот так!» (берем его за руку, чтобы малыш знал, где у него рука, и что означает эта просьба). Если уронили пирамидку: «Ой, упала пирамидка. Нужно поднять» и т. д.

Мы указываем ребенку на что обратить внимание. Таким образом идет активное исследование мира с точки зрения понимания речи. Если упала пирамидка, для ребенка обозначает то, что произошло и он начинает понимать.

Взрослый комментирует процесс умывания – «Водичка, водичка, умой моё личико» и т. д. Во время кормления, засыпания использует художественное слово (потешки, песенки).

При разучивании новых слов следует всегда сначала использовать игрушку или предмет, а затем картинку. Если ребенок легко узнает и называет знакомые предметы и игрушки, следует постепенно переходить к работе с предметными и сюжетными картинками. Постоянные разговоры с ребенком служат средством накопления у него пассивного словаря, то есть понимания речи.

Брать ребенка на руки, ходить с ним по группе, показывать предметы и называть их «Это часы: тик-так» переспросить «Где часы?». На прогулке: «Это киса! Она … (описать внешность, её действия и т. д.)».

Так же можно стимулировать формирование активной речи малыша называя предмет, который ему надо (например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, а вы знаете, что ему в данный момент хочется, но даете другую игрушку, первой реакцией будет возмущение малыша, а это и будет первым мотивом, стимулирующим его назвать нужный предмет) «Я не понимаю, что ты хочешь: киску? Машинку?.». В подобной ситуации ребенок охотнее активизирует свои речевые возможности.

Этапы развития активной речи у детей от 0 до 1 года

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития:

В 1,5-2 месяца - появляются гласные и гортанные звуки (гуление).

В 2-7 месяцев – малыш учится управлять интонацией.

В 7-9 месяцев – он произносит некоторые слоги (лепет).

В 9-11 месяцев – подражает звукам речи взрослых.

В 11-13 месяцев – ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2-м годам значительно увеличивается.

Мы используем эту информацию и следуем ей, что предлагает инновационная программа «От рождения до школы».

Развитие речи от рождения до года (по инновационной программе «От рождения до школы»)

От рождения до 2,5–3 месяцев.

Побуждать ребенка прислушиваться к ласковому обращению взрослого; вызывать первые гортанные звуки.

От 2,5–3 до 5–6 месяцев.

Способствовать формированию слуховых и зрительных связей как основы понимания речи.

Побуждать ребенка прислушиваться к разным интонациям разговаривающего с ним взрослого.

Побуждать находить взглядом привлекательные для ребенка предметы («Где часики?», «А где неваляшка?»).

Формировать предпосылки активной речи. В процессе общения вызывать и развивать у ребенка голосовые реакции: в 4–5 месяцев — певучие гласные (гуление, в 5–6 месяцев — отдельные слоги (ба, ма, па). Произносить звуки, отдельные слоги вслед за ребенком, побуждать к повторному их произнесению. Способствовать развитию артикуляционного аппарата.

От 5–6 до 9–10 месяцев.

Развивать способность понимать речь взрослого, вслушиваться в произносимые им звуки, слова. Помогать устанавливать связь между предметом и словом, его обозначающим. Поощрять попытки ребенка по слову взрослого взглядом отыскивать близкого человека («Где мама?», предметы, постоянно находящиеся в определенном месте («Где часы?»). С 8–9 месяцев побуждать детей к поиску предметов, находящихся в разных местах помещения.

Продолжать развивать предпосылки активной речи.

Учить подражать новым звукосочетаниям: да-да и др. (к 8 месяцам, разным интонациям взрослого (к 8–9 месяцам). Развивать и поддерживать стремление детей взаимодействовать со взрослыми в играх-развлечениях: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Прятки» и др. ; поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка. Игры-занятия с подгруппой детей.

В играх-занятиях с подгруппой детей побуждать детей выполнять ряд действий со знакомыми игрушками: кукла Ляля идет — топ-топ, пляшет — ля-ля-ля, уходит — до свидания.

Поддерживать желание детей подражать отдельным звукосочетаниям при показе действий со знакомой сюжетной игрушкой (ав-ав — собачка лает, ам-ам — собачка ест и пр.). Показывать детям картинки, стимулирующие звукоподражание (барабан — бум-бум, дудочка — ду-ду и т. д.).

Активизировать речевые проявления (звуки, звукосочетания, лепет) при показе заводной игрушки, в играх-развлечениях («Поехали-поехали» и др.). Способствовать хорошему настроению детей, дружелюбному отношению к сверстникам.

От 9–10 до 12 месяцев.

Расширять ориентировку в окружающей обстановке. Формировать способность понимать речь взрослого. Закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты; определенную игрушку среди других игрушек (с 9 месяцев); выполнять простые поручения («Найди куколку», «Покорми собачку»); понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам: куклы в разных платьях, собачки разного размера и т. п. (к 11– 12 месяцам).

Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т. д.). Учить узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом. Вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок. Учить понимать смысл слов можно — нельзя, хорошо — плохо.

Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам (10 месяцев, пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка — ав-ав, спит — бай-бай) и первыми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т. д.).

Игры-занятия с подгруппой детей. Организовывать показы сюжетных игрушек, механических и заводных игрушек, наблюдения образовательная деятельность с детьми 0–1 года за живыми объектами (котенок, цыпленок, давать детям поручения («Возьмите мячики!» и т. д.).

Способствовать укреплению дружелюбного отношения ко взрослым и детям, вызывать радость от восприятия живого объекта.

Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам и предметам.

По прибытию ребенка в группу воспитатель оформляет карту нервно-психического развития ребенка 1-го года жизни. Это объективный метод диагностики и наблюдения по всем показателям, в том числе подготовительные этапы развития и понимания речи, а так же подготовительные этапы развития активной речи. Все записи производятся воспитателем и логопедом.

Только лишь общения с малышом недостаточно для развития активной речи. Необходимо использовать речь в предметной и игровой деятельности. Также желательно проводить специально организованные занятия (игры занятия). Важно учитывать, что в раннем возрасте все задания, которые даются ребенку, следует предлагать как занимательную и интересную игру.

Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.

Предметно-развивающая среда

Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

Обогащённая среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

Большое влияние на развитие ребенка оказывает окружающее пространство, его наполняемость, то есть полноценное развитие ребенка будет успешно формироваться в условиях развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную игровую, двигательную, творческую, продуктивную и речевую деятельность ребенка.

Требования к созданию предметно-развивающего пространства в группе от 0 до 1 года :

• Гибкость зонирования для самостоятельных игр, игр со взрослыми и сверстниками (игры рядом).

• Безопасность и простор для развития двигательной активности, в т. ч. самостоятельной.

• Яркость, чистота основных цветов игрового материала.

• Стимулирование речевой деятельности и эмоциональных реакций.

Рассмотрим, чем должна быть наполнена предметно-развивающая среда для развития речи ребенка в группе от 0 до 1 года :

Предметные полочки (собака, кукла Ляля, мишка).

Набор предметных картинок ( картинки с изображением простого действия: сидит, спит, кушает)

Кубики с изображением предметов

Книжный уголок (книжки-малышки, книги с крупными картинками, иллюстрационный материал, музыкальные книги)

Горка. Огромное значение для развития речи ребенка имеет горка. С помощью нее ребенок самостоятельно может наблюдать за тем, что происходит за окном (за деревьями, домами, машинами, за тем, как гуляют дети, летают птицы и т. д.)

Дидактические игры (различные вкладыши, пирамидки, кубики, посуда, желобки и т. д.)

Интерактивное настенное панно

Музыкальные инструменты

Заводные игрушки, погремушки

Игрушки для занятий с водой

Домашние животные (резиновые игрушки)

Материал для развития моторики рук (колючие шарики, щетка, предметы из разного материала, гладкий-шершавый и т. д.)

Игровой материал разнообразный (мячи, машины, куклы, неваляшки и т. д.)

Самое главное – это доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС. ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования).

Развитие действий с предметами (по инновационной программе «От рождения до школы»)

От рождения до 2,5–3 месяцев.

Способствовать появлению попыток ребенка наталкиваться руками на низко подвешенные игрушки и прикасаться к ним (с 2 месяцев).

Стимулировать развитие умений захватывать и удерживать низко висящую игрушку обеими руками (к 3 месяцам).

От 2,5–3 до 5–6 месяцев.

Помогать ребенку захватывать, ощупывать игрушку, висящую над грудью, манипулировать ею (с 4 месяцев).

Учить брать игрушку из рук взрослого (5 месяцев) из разных положений (лежа на спине, животе, находясь на руках у взрослого, перекладывать ее из одной руки в другую (6 месяцев).

От 5–6 до 9–10 месяцев.

Учить вначале по показу и слову взрослого, а затем только по его слову выполнять действия: стучать погремушкой, катать мяч, вынимать из коробки и вкладывать в нее предметы (с 6–7 месяцев).

Создавать условия для развития действий с предметами в соответствии с их свойствами: резиновые игрушки сжимать, прислушиваясь к их звучанию, мячи катать, мелкие предметы вынимать из миски, ведерка и вкладывать их обратно (к 9–10 месяцам).

Развивать мелкую моторику рук, предлагать детям расстегивать кнопки, учить снимать кольца со стержня, открывать коробки. Развивать движения пальцев, предлагая брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, большие пуговицы.

Организовывать игры: «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др. Игры-занятия с подгруппой детей. Организовывать катание мячей (во все стороны и ко взрослому, шариков по желобу и т. д.

От 9–10 до 12 месяцев.

Способствовать достижению определенного результата в действиях с предметами : вкладывать один полый предмет в другой, открывать и закрывать коробки, снимать и нанизывать кольца на стержень, накладывать кубик на кубик, втыкать грибки в отверстия специального столика. Организовывать игры с дидактической коробкой.

Учить выполнять первые игровые действия с сюжетными игрушками: «Покачай, покорми, потанцуй.».

Развивать мелкую моторику: учить катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни, и т. д.

Игры-занятия с подгруппой детей. Эти же задания предлагаются для игр-занятий с подгруппой детей.

Заключение

Интерес к взрослому, любознательность к внешнему миру и коммуникативно-познавательная активность вызываются и поддерживаются исходящими от взрослого положительными эмоциями, поэтому для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка со взрослым не роскошь, а первейшая необходимость, условие формирования психики по человечески социальному типу. Лишение младенца эмоционального внимания взрослого ведет в этом раннем возрасте прежде всего к аномальному развитию личности ребенка.

Речь ребенка – это один из показателей его интеллектуального развития. Исследования Л. С. Выгодского и А. Р. Лурия показали, что психические процессы у детей – мышление, восприятие, внимание, воображение – развиваются с прямым участием речи. Нет такого промежутка времени, когда надо активно развивать речь, чтобы ребенок сразу заговорил полными предложениями. Это постепенный процесс, который у каждого занимает разное количество времени. Речь начинает развиваться уже в младенческом возрасте.

Только на положительном, эмоциональном фоне малыш сам захочет произнести новое слово, повторить услышанное им сочетание звуков или фразу.

Публикации по теме:

Использование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участкаИспользование зонта для организации развивающей предметно-пространственной среды группы и летнего участка Если у вас сломался зонт, не спешите его выбрасывать. Его можно использовать для создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Описание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возрастаОписание развивающей предметно-пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста Описание развивающей предметно - пространственной среды групповой комнаты для детей старшего дошкольного возраста. Развивающая предметно.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Практика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализацииПрактика формирования благоприятной эмоционально-развивающей среды: Я — сообщения и правила комфортной социализации Формирование благоприятной эмоционально-развивающей среды начинается с реализации эмоционально-поддерживающего компонента, как залога построения.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возрастаСоздание развивающей предметно-пространственной среды для детей младшего возраста В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организации и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование предметно-развивающей среды для формирования предпосылок активной речи у детей от 0 до 1 года
Опубликовано: 11 мая 2021 в 14:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование предметно-развивающей среды для формирования предпосылок активной речи у детей от 0 до 1 года» (включая файлы) размещена пользователем Елена Валерьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД