Елена Подзорова
Использование полифункционального материала в играх дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные принципы дошкольного образования, в том числе:
п. 1 полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
п. 4 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
п. 7 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
Стандарт направлен на решение конкретных задач, одна из них:
Публикация «Использование полифункционального материала в играх дошкольников» размещена в разделах
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
Одно из требований к развивающей предметно-пространственной среде полифункциональность.
Полифункциональность – это наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Помимо функциональных игрушек, копирующих реальные предметы для полноценной игры, дошкольникам необходимы полифункциональный предметно неоформленный материал. Это материалы широкого диапазона, позволяющие производить разнообразные действия: палочки, лоскутки, веревки, ленточки, коробки, кассеты и т. д.
Игра с полифункциональным материалом увлекательна, требует от ребенка наблюдательности, воображения, фантазии умения подмечать характерные черты жизненных образов. Неоформленный материал дети охотно включают в свою игру с изменением пространства. Он направляет их на овладение пространством и его объектами, а также стимулирует их к пространственному трансформированию и перемещению.
В играх детей большой лоскут ткани превращается в каток, озеро, лес, лужайку, крышу дома, так же используется в сюжетных играх для перевоплощения и др.
В сюжетно – ролевой игре «Пикник» ребята используют лоскут ткани, для оформления полянки для отдыха, деревянные кубики служат мангалом, а кегли шашлыком. Разнообразные баночки, бутылочки несут тоже свою функцию в зависимости от воображения и фантазии детей (слайд 5 – 6).
Ткани применяются детьми и в театрализованной деятельности. Это занавес, кулисы, ковры и многое другое, используют как накидки, плащи, шлейфы. Например, однотонная ткать (желтая, красная, зеленая) используется для отражения сезонности, времени суток, возможности превращения персонажа (король, фея, принцесса, эльф) (слайд 7 – 8).
С помощью ткани и веревки дети могут моделировать космическую станцию, шалаш, палатку и другое (слайд 9).
Родители с удовольствием приносят в группу шторы, лоскуты, платки, чехлы (мешки, и многое другое, тем самым значительно обогащая условия для игровой деятельности.
В сюжетно-ролевой игре «Семья» и «Дом» используются разнообразные ткани, неоформленные ширмы, подушки, прищепки, веревки для «строительства жилища» и создания уюта в нем (слайд 10 -17).
Обычные коробки превращаются в ракету или автобус, замок, дом для друга, робота, сундук или сейф, трамплины для машин, лифты, сказочный домик и другое. Для этого дошкольники дополнительно используют краски, цветные ленты, веревки, изоленту, скотч, шнурки, потолочную плитку. Дети вырезают, склеивают, складывают, прикрепляют, раскрашивают, таким образом, создавая свою собственную игровую конструкцию (слайд 18 -20).
Деревянные рейки разных размеров дети применяют для конструирования, они превращаются в дорогу, удочку, подъёмный кран, палочки для суши и шампура, в волшебную палочку, в спортивный инвентарь, дети из них выкладывают цифры, геометрические фигуры, буквы и прочее (слайд 22 – 24).
Ситуация общения «Дорога к бабушке». При постройке дороги к бабушке дети согласуют, где удобно поставить дорожные знаки, сделать поворот, обсуждают какой длины и ширины будет дорога, где удобнее поставить светофор, сделать перекресток, проигрывают проблемные ситуации, делая дорогу безопасной и тем самым закрепляя правила дорожного движения. (слайд 21).
Безгранична фантазия детей при использовании кассет, прищепок, веревок.
Проигрыванию фантастических сюжетов способствуют постройки резиденций, различных мостов, зоопарка, крепости, космических кораблей и другое (слайд 25 – 31).
Ситуация общения «Канатная дорога». Дошкольники создают (моделируют) канатную дорогу, организуют туристические тропы, маршруты, прокладывают трассы, разворачивают систему безопасности туристов на трассе (слайд 31 -33).
В ходе игр дошкольники приобретают опыт доброжелательного общения, умения договариваться, взаимодействовать, поддерживать друг друга.
Важной особенностью игры с неоформленными материалами является то, что ребенок, действуя с ними, самостоятельно планирует и контролирует все возможные превращения.
Несомненно, использование полифункционального материала в играх дошкольников способствует развитию общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта и детской инициативы.
В заключении рекомендую педагогам не бояться в развивающую предметно - пространственную среду вносить полифункциональный (неоформленный) материал.