богданова Александра
Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста
Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста.
Составители : Богданова А. С., Лущ Н. И., Субботина А. Б.
ГКУ ЦССВ «Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина»
Овладение словарем является важным аспектом развития ребенка. Нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение и сотрудничество ребенка со взрослыми и сверстниками, отрицательно влияет на формирование его познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и письменной речи, служит препятствием для овладения школьной программой. Особое место для активного усвоения всех структур родного языка, в становлении и развитии лексикона принадлежит дошкольному возрасту. Вопросы развития речи, в том числе лексикона, детей дошкольного возраста раскрыты в работах М. М. Алексеевой, А. Н. Гвоздева, В. В. Гербовой, Ф. А. Сохина, Е. М. Струниной, Е. И. Тихеевой, В. И. Яшиной и др.
Публикация «Использование пиктограмм в работе с детьми с общим недоразвитием речи дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследователи отмечают, что для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) дошкольного возраста характерны существенные отклонения от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. У детей с ОНР отмечается бедность активного и пассивного словаря, неточное, недифференцированное употребление слов, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, ошибки в соотнесении слов с конкретными и обобщающим значением.
В связи с этим, выбранная нами тема «Использование пиктограмм в работе с детьми ОНР дошкольного возраста» является актуальной.
Актуальность использования пиктограмм в работе с дошкольниками состоит в том что :
1. Пиктограммы облегчают детям с ОНР (общим недоразвитием речи) овладение связной речью.
2. Пиктограммы используют естественные механизмы памяти, увеличивают объём памяти, развивают речемыслительную деятельность детей.
3. Использование метода пиктограмм повышает интерес к занятиям.
Пиктограмма- это рисуночное письмо, совокупность графических образов, которые человек придумывает сам с целью запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.
Пиктограммы являются наглядным, демонстрационным материалом и каждому слову, словосочетанию соответствует своё изображение, отражающее основной отличительный признак. Такой метод позволяет детям гораздо быстрее запоминать новые слова и применять их в построении фразы и предложения. Дошкольники получают возможность не только слышать свою и обращенную речь, но и «видеть» её. В своей деятельности мы реализуем следующие задачи:
1. Формирование фонетической стороны речи.
2. Развитие связной речи
3. Развитие высших психических функций, а именно коррекция внимания, памяти, зрительного восприятия.
4. Развитие творческих способностей и воображения.
5. Повышение мотивации на логопедических занятиях.
6. Адаптация в окружающей реальности.
С детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, работа проводится поэтапно :
1. Ознакомление ребенка со знаком символом и уточнение его понимания.
2. Установление связи между изображением предметов и их функций (предлагаем соединить пиктограмму-предмет с пиктограммой-действием : пирамидка- играть, ложка- есть, карандаш- рисовать).
3. Самостоятельное построение фразы путем выбора символов.
Метод пиктограмм можно использовать в любой образовательной деятельности:
1. Формирование здорового образа жизни (физминутки).
2. Пересказ произведений.
3. Заучивание стихотворений, загадок.
4. Дидактические игры.
Пиктограммы к стихотворениям, рассказам и сказкам, загадкам хорошо использовать для развития связной речи.
В своей работе мы используем пиктограммы, детям это очень нравится и облегчает процесс запоминания нового материала.
Продемонстрируем заучивание стихотворения с помощью пиктограмм с примерами детских работ :
Тема «Весна»
Смотрит Солнышко в окошко
В гости к нам пришла весна
Мы захлопаем в ладоши
Очень ждали мы тепла.
Таким образом, пиктограмма создаёт образ, что важно для использования механизма зрительной памяти. Поэтому пиктограммы не только ускоряют запись, но и способствуют запоминанию материала, заставляют работать зрительную память и воспринимать не слова, а образы. Использование пиктограмм для формирования словаря- это современный, актуальный, доступный способ обучения дошкольников с ОНР, который делает возможным применение пиктограмм в качестве средства, облегчающего развитие речи, когнитивных функций, и сокращающего время изучения материала. Овладение приёмами работы с пиктограммами расширяет возможности коррекционно - образовательного процесса. У ребенка развиваются все анализаторы: зрительное, двигательная, слуховая. А так же формируется у ребенка навык составления описательного рассказа, происходит накопления пассивного, так и активного словаря. Развивается наглядно-образное мышление, символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчают процесс запоминания и увеличивает объём памяти Использование наглядности в методе пиктограмм позволяет задействовать наиболее эффективный для восприятия информации анализатор. У детей с ОНР – зрительная система принимает до 90% всей сенсорной информации, поступающей извне.
Используемая литература
1. Большова Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. ,2005.
2. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
3. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.
4. Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
5. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. // М., Владос, 2003