Оксана Махота
Использование песочницы в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Различные развивающие и коррекционные методики, как правило, направлены либо на развитие когнитивной сферы ребенка, либо на работу с эмоционально-мотивационной сферой и поведенческими проблемами. На практике расстройства развития и расстройства поведения в большинстве случаев сопровождают и даже взаимообусловливают друг друга, а занятия с разными специалистами для таких детей являются большой нагрузкой. К началу занятий у них в большинстве случаев преобладает мотивация на избегание неудач, что проявляется в нежелании ребенка выполнять трудные для него задания. Получается замкнутый круг: не выполняет, потому что боится неуспеха, а без выполнения не формируются новые навыки. Хороший эффект для создания положительного эмоционального фона, повышающего работоспособность, эффективность работы мозга, для формирования у ребенка мотивации на достижение успеха дает использование «песочных сказок» с деятельным участием в них ребенка. Песочница с фигурками при этом служит вспомогательным инструментом, играет роль контекста.
Публикация «Использование песочницы в диагностической и коррекционно-развивающей работе с детьми» размещена в разделах
«Песочная сказка» – это динамичный спектакль, разыгрываемый с помощью миниатюрных фигурок, в пространстве песочницы. Сюжеты могут включать путешествия по «волшебной стране», в которой живут разнообразные персонажи, которым надо помогать, выполняя для этого задания. При этом существенно повышается мотивация ребенка к работе, само действие сказки увлекает ребенка, и он выполняет задания без какого-либо принуждения. Занятие из бесконечного выполнения разнородных упражнений превращается в единое действие, приобретает смысл. Сказка имеет начало и конец, всегда счастливый, а в «песочной сказке» начало и конец наглядно материализованы – начало пути у одного края песочницы, а конец – у противоположного. Случаи отказа от выполнения упражнений встречаются очень редко, так как ребенку всегда интересно, что будет происходить дальше. Одновременно можно разыгрывать актуальные для ребенка проблемные ситуации, сравнивать разные модели поведения в этих ситуациях. Сам ребенок практически всегда идентифицирует себя с главным героем сказки, который обязательно добивается цели и получает за это моральное и материальное вознаграждение. Это дает возможность почувствовать успех «здесь и сейчас» на каждом занятии.
Постоянный контакт с песком, природными материалами, миниатюрными игрушками во время занятия оказывает восходящее активирующее влияние на все нейроны мозга. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу повышает их эффект. Использование песка расширяет репертуар упражнений, направленных на работу с нейродинамическими, тактильными и кинестетическими процессами, пространственными представлениями, в том числе трехмерными. «Песочные сказки» можно использовать и для формирования общей картины мира, развития функции обобщения через сюжеты о домашних и диких животных и птицах, насекомых, растениях, контекстом могут служить сказки о микромире, космосе и т. д.
Важно то, что «песочная сказка» позволяет опосредованно взаимодействовать с ребенком через игрушки, что снижает уровень его тревоги и влияет на активацию речевой деятельности. Кроме того, игра с песком дает эффект «самотерапии», поэтому его использование – это замечательная возможность отреагирования неосознаваемых конфликтов, уменьшения эмоционального напряжения, в том числе переноса агрессии в пространство песочницы.
Большую помощь может оказать песочница с фигурками и в различных видах диагностики. Ту же роль контекста «песочные сказки» могут выполнять при диагностике когнитивной сферы ребенка, где используются большие батареи тестов. Авторская практика использования «песочной сказки» при нейропсихологическом тестировании в течение 9 лет показала, что она значительно облегчает процедуру обследования, особенно у детей дошкольного возраста, а также гиперактивных детей. Сюжет сказки может быть очень простым: фигурки героев, выбранных ребенком и его родителем, путешествуют по «волшебной стране», преодолевая препятствия, помогая ее жителям. Все тестовые задания ребенку дают персонажи сказки. В конце сказки ребенок обязательно получает какой-нибудь подарок. В итоге тестирование также из бесконечного выполнения около 20 разнородных проб превращается в единое действие, приобретает смысл. Вовлеченность в сказку повышает интерес ребенка к заданиям, он больше старается, а значит, достоверность результатов выше. При этом ребенок меньше утомляется, так как ему не приходится все время сидеть за столом - после выполнения каждого задания происходит переключение на сказку. В дальнейшем дети, в случае необходимости, легко включаются в коррекционную работу, которая также может проходить с использованием «песочных сказок».
Для получения информации о внутреннем мире ребенка, его психоэмоциональном состоянии, взаимоотношениях с близкими людьми используются преимущественно проективные графические тесты. Психологи встречаются с ситуациями, когда ребенок отказывается выполнять задание, объясняя это тем, что он не умеет рисовать. Кроме того, рисунки детей до 5 лет в немалой степени зависят от уровня развития изобразительных навыков, несформированности пространственных представлений (например, трудностей в ориентировке пространства листа, недостаточности метрических, координатных, проекционных представлений, что затрудняет или даже делает невозможным их интерпретацию. Песочница с игрушками может служить альтернативой таким экспрессивным рисуночным методикам, как «Рисунок семьи», «Семья в образах животных», «Семья в образах сказочных героев», «Два дома» и т. п.
Вместо изображения, например, членов семьи ребенок может просто выбрать подходящие образы из игрушек или картинок и разместить их на песке. Интерпретация точно так же будет включать анализ порядка выбора и особенностей образов, процесса создания картины, ее структуры. При этом трехмерное пространство песочницы позволяет собрать более полную и объективную информацию о взаиморасположении членов семьи, близости их к ребенку, характеризующую психологические особенности взаимоотношений в семье.
Неоценимую роль песочная терапия играет в консультировании и тренингах детско-родительских отношений. Из используемых в них совместных видов деятельности детей дошкольного возраста и их родителей создание общих песочных картин является, наверно, самым доступным, поскольку уравнивает возможности участников процесса, ведь в разговорных жанрах, изобразительной деятельности и т. п. преимущества родителей очевидны.
Все возможности использования песочницы с миниатюрными игрушками в психологической работе еще далеко не изучены, и это открывает перспективы для новых исследований и творческих находок.