Приложение МААМ

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Инна Дредунова
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Задачи, которые мы реализуем в процессе режимных моментов:

- Воспитание культурно-гигиенических навыков.

- Формирование привычки (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

- Формирование умений во время еды правильно держать ложку.

- Побуждение детей к самостоятельности.

Публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах

- Активизация речи детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия.

- Обучение с помощью взрослого пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

- Поддержка родителей (законных представителей) в совместной работе по воспитанию у детей раннего возраста культурно - гигиенических навыков, охране и укреплению их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

Тема эта очень актуальна тем, что воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков.

При формировании культурно – гигиенических навыков в своей группе, мы применяем показ, пример, объяснение. Широко используем в своей работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно - гигиенических навыков.

У детей раннего возраста отсутствуют элементарные навыки личной гигиены : дети еще не умеют самостоятельно умываться, вытираться полотенцем. Обучение детей гигиеническим навыкам начали со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце, расчески, носового платка. Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего полотенца, наклеили возле крючков яркие картинки. Это позволяет развить у детей интерес к гигиеническим процедурам.

На формирующем этапе условия привития культурно-гигиенических навыков постоянны, а методические приемы периодически изменяются. «Будем умываться» - говорили мы в начале года и показывали всё : как заворачивать рукава, как намыливать руки, как вымыть их, а затем учили пользоваться полотенцем, вытирать руки и лицо насухо и вешать полотенце на свой крючочек. И так изо дня в день. Все действия постоянно проводятся под контролем взрослых. В этой каждодневной деятельности совершенствуются культурно-гигиенические навыки у детей, формируются привычки : мытьё рук перед едой, после пользования горшком, и после занятий с использованием красок и пластилина, после прогулки.

С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах замечаем, кто из детей, в какой степени уже начинает овладевать теми или иными навыками, и постепенно предоставляем таким детям всё больше самостоятельности. Постепенно переходим от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам. Стараемся чаще хвалить детей за правильное выполнение приёмов по формированию культурно-гигиенических навыков. В умывальной комнате дети всегда находятся в окружении сверстников. Поэтому, учим их, проявлять внимание к тем, кто рядом, быть вежливыми, помогать поднять упавшее полотенце и повесить его на место.

Воспитывая нормы поведения за столом, стараемся использовать индивидуальный подход к каждому малышу. Учим, как правильно держать ложку, как откусывать хлеб от целого кусочка и не крошить. Кушать аккуратно, не торопясь, и не разговаривать за столом во время еды. Благодарить после еды, говорить «спасибо». Учим детей пользоваться салфетками.

Оценивая поступки детей, стараемся давать положительные оценки их действиям: одобрять, поощрять, хвалить, чем поддерживаем в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать лучше.

В процессе работы применяются наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы сопровождаются пояснениями.

Показ действия малышам обязательно сопровождался проговариванием «Возьмите ложку правильно, пальчиками в одну руку, а хлеб в другую». Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом.

Объяснение нового действия сначала давалось очень подробно, потом постепенно сужалось и сводилось к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной является косвенная форма, когда заранее выражается уверенность в том, что дети правильно выполнят указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети моют руки, намыливают их мылом. Наверное, все помнят, что нужно завернуть рукава».

Таким образом, мы не только детям указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.

В своей работе используем прием поощрения, но стараемся этим не злоупотреблять. Стараемся делать так, чтобы выполнение требований взрослого стало нормой поведения, потребностью ребенка.

Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков является дидактическая игра.

Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста являются игры - занятия с куклой: «Умоем куклу Машу», «Напоим куклу Машу чаем», «Устроим кукле комнату», «У куклы Маши день рождение», «Причешем куклу Катю», «Сделаем куклам разные прически».

В процессе работы были замечены небольшие изменения: дети стали мыть руки перед едой без напоминания взрослого, некоторые улучшили свое поведение во время приема пищи, стали кушать аккуратнее.

Освоение правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляет положительной оценкой. Так навыки превращаются в привычки – действия, выполнение которых становится потребностью.

И свое выступление мне хочется закончить цитатой Н. К. Крупской: «Лишь в коллективе личность ребёнка может наиболее полно и всесторонне развиваться».

ЛИТЕРАТУРА:

Конина Е. Ю «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей» Айрис – пресс, 2007.

Урунтаева Г. А. «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию» - М. : Просвещение, 1997.

Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М. : Просвещение, 1991.

Публикации по теме:

Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» .

Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста Дети в раннем возрасте нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. В освоении навыков самообслуживания, режимные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
Опубликовано: 21 июня 2015 в 12:11
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Дредунова (УИ 268400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД