Татьяна Терещенко
Использование педагогом современных ИКТ в образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Использование педагогом современных ИКТ в образовательном процессе
В современных условиях развития общества дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Сегодня много говорят о необходимости внедрения инновационных технологий. В образовании инновационные технологии призваны улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования.
Публикация «Использование педагогом современных ИКТ в образовательном процессе» размещена в разделах
Понятие ИКТ Под ИКТ мы понимаем – информационно-коммуникационные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации. При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Главный ресурс современного общества – информация.
ИКТ - совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и передачи информации.
Компьютер – универсальное устройство обработки информации.
Примерный перечень средств ИКТ, используемые в ДОУ
К средствам ИКТ, используемых в ДОУ относятся: компьютер, ноутбук, экран, проектор, принтер, магнитофон, интерактивный стол, интерактивная доска, видеокамера, фотоаппарат, телевизор.
Современный педагог должен:
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Для того чтобы воспитать ребенка по требованиям ФГОС, необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии.
Для использования ИКТ необходимо, чтобы педагоги умели:
Пользоваться специальными программами Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Excel, Paint для создания графических и текстовых документов (оформление групповой документации, отчётов, диагностик, оформление буклетов, визитных карточек учреждений и т. д.); для создания мультимедийных презентаций;
активно использовать информационные технологии в образовательном процессе;
владеть навыками поиска информации в Интернете;
уметь разрабатывать занятия с использованием информационных технологий;
использовать в работе видеокамеру, цифровую фотоаппаратуру и соответствующие программы для редактирования и демонстрирования материала;
владеть способами и методами применения компьютерных технологий в работе с коллегами, с детьми, с родителями воспитанников.
Использование ИКТ педагогами в образовательном процессе
1. Ведение документации
В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, Рабочую программу; представления, индивидуальный образовательный маршрут на ребенка; готовит материал для оформления родительского уголка, разрабатывает конспекты, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде.
Важным аспектом использования ИКТ является подготовка электронного портфолио к аттестации педагога.
2. Методическая работа, повышение квалификации педагога
Формы работы с использованием ИКТ:
мастер-классы с использованием презентаций;
семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании;
участие в проектах, конкурсах, викторинах, олимпиадах;
презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных областных и районных мероприятиях;
повышение квалификации педагога;
самообразование.
ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить методическую работу в ДОУ. В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.
Для того чтобы успешно обучать, сам педагог должен быть хорошо подготовленным. В этом ему помогут курсы повышения квалификации.
Большую роль в развитии профессионализма играет самообразование. Самообразование – это целенаправленная самостоятельная познавательная деятельность. Это возможность получения квалифицированной помощи от опытных коллег, от обмена опытом.
3. Работа с родителями
ИКТ очень помогают педагогу разнообразить формы образовательного процесса, повышают качество работы с родителями воспитанников.
Формы работы: информирование родителей через сайт детского сада, группы, оформление информационных стендов, создание информационных буклетов, памяток, электронных родительских газет, медиатек, проектная деятельность, использование личной веб-страницы.
На родительских собраниях и консультациях большую помощь могут оказать презентации, слайд-шоу, видеоролики о жизни детей в детском саду, о подготовке детей к обучению в школе.
Основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно – образовательного процесса.
4. Воспитательно–образовательный процесс
Воспитательно–образовательный процесс включает в себя:
- организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,
- организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,
- реализацию проектов,
- создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).
В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми должна быть эмоциональной, яркой. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов и презентаций, сопровождаемых музыкой, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок на доске и вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но, прежде всего, формируется и развивается личность ребенка. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что развивающие компьютерные игры можно использовать как при групповой работе, так и при индивидуальной. Это могут быть игры обучающего и развивающего характера. Использование их способствует развитию сенсомоторных функций; повышению эффективности обучения детей, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.
С помощью ИКТ педагоги активно ведут проектную и исследовательскую деятельность.
Можно выделить преимущества использования компьютера:
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ даёт возможность обогатить, качественно обновить воспитательно – образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Наглядность способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.
Повышается интерес детей к выполнению заданий. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу.
Способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. При работе с компьютером есть возможность творить сюжеты вместе с детьми. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, внимания, воображения, творческих способностей. В процессе своей деятельности за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе, повышается самостоятельность.
Побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам их исправит.
Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, полет ракеты. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.)
Применение ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста
Выделяют 2 вида занятий с использованием ИКТ.
1. Занятие с мультимедийной поддержкой.
На таком занятии используется только один компьютер в качестве «электронной доски». Для проведения таких занятий необходимы один персональный компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, экран или интерактивная доска. Использование мультимедийных презентаций (с помощью программы Power Point или других мультимедийных программ) позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными; вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать на занятиях различные ситуации. Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий.
2. Занятие с компьютерной поддержкой.
Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ. На таком занятии используется несколько компьютеров, планшетов, за которыми работают несколько воспитанников одновременно. Работая с электронным учебником, планшетом, ребенок самостоятельно изучает материал, выполняет необходимые задания и после этого проходит проверку компетентности по данной теме.
Рекомендации по использованию ИКТ
Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
занятия могут проводиться лишь в присутствии взрослого, который несет ответственность за безопасность ребенка;
изображение на экране должно быть четким и контрастным;
детям пяти - семилетнего возраста можно «общаться» с компьютером не более 10-15 минут в день 3-4 раза в неделю;
нужно включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений, так же важна и смена деятельности во время занятия;
расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети должно составлять 2 - 2, 5 метра;
для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка — протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий;
нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, при частом использовании ИКТ у детей теряется интерес.
Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей, необходимо помнить главное правило «Не навреди!», то есть необходимо соблюдать: санитарно - эпидемиологические правила и нормативы; режим и организацию проведения занятий с ИКТ; правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательном процессе; соответствие компьютерных игр психофизиологическим и психическим особенностям детей. Какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список использованной литературы
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т. В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. М, Сфера, 2008
4. Колиниченко А. В., Колиниченко А. В. Повышение квалификации педагога // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 552-554. — URL https://moluch.ru/archive/129/35812/ (дата обращения: 14.10.2019).
5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Новоселова С. Л. Компьютерный мир дошкольника. М. : Новая школа, 1997
Интернет – ресурсы для работников ДОУ
1. http://vospitateljam.ru/ - сайт для воспитателей детских садов
2. http://vospitatel-ru.ru/ - сайт для воспитателей детских садов
3. http://planetadetstva.net/ - интернет журнал
4. http://dou-sad.ru/ - сайт для работников ДОУ
5. http://www.moi-detsad.ru/ - вс для детского сада
6. http://dohcolonoc.ru/ - сайт для воспитателей детского сада
7. http://ped-kopilka.ru/ - сайт для педагогов, учителей, воспитателей, студентов, родителей и всех тех, кто занимается воспитанием и обучением детей.
8. http://vospitatel.com.ua/ - сайт для работников дошкольного образования
9. http://detsadmickeymouse.ru/ - сайт «ДЕТСАД МИККИ МАУСА» для воспитателей, нянь, родителей
10. http://doshvozrast.ru/ - воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье
11. http://pedsovet.org/ - всероссийский интернет-педсовет. Консультации, новости образования, советы и т. д.
12. http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12309&ob_no=13037- гигиена детей и подростков. Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы.
13. http://medvejata.ru/index/ - безопасность движения.
14. http://www.leon4ik.com/load/oformlenie_detskogo_sada/edinoe_oformlenie_gruppy/5-оформление группы детского сада в едином стиле.
15. http://www.logoped.ru/mat.htm - книги, статьи, конспекты занятий, материал для автоматизации звуков, фонетическая зарядка.
16. http://nsportal.ru/detskii-sad - занятия, разработки утренников, развлечений, родительских собраний и т. д., тематические подборки материалов: презентации, стихи и т. д.
17. http://www.maaam.ru/ - детские поделки, оформление, документация, сертификаты и свидетельства.
18. http://www.uchportal.ru/ - презентации для детского сада