Наталия Асланян
Использование опыта М. Монтессори в сенсорном воспитании детей в доме ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Главная особенность системы Марии Монтессори состоит в том, что она направлена на общую социализацию ребенка, подготовку его к жизни в будущем, что очень важно для «особых» детей с которыми мы работаем.
Публикация «Использование опыта М, Монтессори в сенсорном воспитании детей в доме ребенка» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Сенсорный, чувствительный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорному воздействию. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируется с трудом, а порой не восполнимы.
М. Монтессори сровнивала детей с садом растений. В свойх работах она подчеркивала, что не во власти садовника изменить ход развития растений - это внутренний процесс, - но важно создать среду, в которой ребенок мог бы получать необходимые впечатления без навязчивой помощи взрослого.
Взрослый не вмешивается в деятельность ребенка, и не помогает если ребенок не просит о помощи.
Одна из основных целей наших занятий это предоставить р-ку возможность получить разнообразные сенсорные ощущения. Из предложенного М. Монтессори мы в своей работе используем различные материалы, одни из них — это упражнения из практической жизни. Нет ни чего более полезного чем упражнения такого рода, потому что они способствуют подготовке ребенка к самостоятельной жизни, адаптации к социально - бытовой среде. Они учат заботится о себе и об окружающих.
У ребенка с проблемами наблюдается сенсорный дефицит в развитии, потому что в силу имеющихся нарушений он не может в полной мере использовать сохранные анализаторы. Для этих детей упражнения, способствующие накоплению ощущений черезвычайно важны и нужны.
Учитывая особенности наших воспитанников каждое упражнение приходится адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей.
Некоторые действия по возможности приходится упрощать и разбивать процесс на дополнительные этапы, по принципу «от простого к сложному».
Например, прежде чем предлагать ребенку работу по застегиванию пуговиц, необходимо провести упражнение «копилка». Затем предложить 1 крупную пуговицу и петлю. Постепенно на рамках размеры пуговиц уменьшаются, а их кол-во увеличивается. Все этапы выполнения упражнений предварительно демонстрируются взрослым. Все материалы устроены таким образом, что взяв его в руки, малыш готов продолжать работу, проявляя активность и инициативу, повторять её неоднократно.
Также я хотела бы остановить ваше внимание на играх с песком. Это естественная и доступная каждому малышу форма деятельности. Уже доказано, что именно дети, которые активно играли в детстве в песке, вырастают как правило уверенными и успешными взрослыми.
Иногда песочные игры оказывают гораздо больший эффект, нежели стандартные формы обучения. Благодаря этим играм:
-существенно усиливается желание р-ка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;
-в песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа «ручного интеллекта»
-развивается предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
-песок, как и вода способен «заземлять» отрицательную энергию.