Получи документы

Использование чувашских народных игр в воспитании детей с ДЦП

Наталия Иванова
Использование чувашских народных игр в воспитании детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы

В. Н. Здорнова учитель- дефектолог,

Н. В. Иванова воспитатель,

БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашии

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ИГР В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

Аннотация: Формирование у детей игровой культуры с использованием чувашских народных игр.

Публикация «Использование чувашских народных игр в воспитании детей с ДЦП» размещена в разделах

Ключевые слова: игра, сюжетные, подвижные, хороводные игры с имитационными движениями, ролями

Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости». (А. С. Пушкин)

Мн акн, вл штать. Что посеешь, то и взойдет. (Чувашская народная поговорка)

Современные условия ФГОС ДО диктуют необходимость каждому дошкольному образовательному учреждению разработать локальную систему образовательных отношений, отражающую национально-культурные, демографические, климатические и другие условия, в которых осуществляется образовательный процесс.

Дошкольный возраст является сенситивным для заложения фундаментальных основ развития этнокультуры человека : эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира, познавательно – исследовательского интереса к народным традициям.

Приобщение детей с ДЦП к национальной культуре также протекает в дошкольном возрасте. Как показывает опыт, при ДЦП у ребенка выявляются нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функций, расстройства устной речи (дизартрия, алалия). У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном освоении понятий, обозначающих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое. У детей с ДЦП часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического). Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем сформированности операции обобщения. Расстройства эмоциональной-волевой сферы у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других — наоборот, в виде заторможенности, вялости

На наш взгляд, раскрытие личности в ребенке с ограниченными возможностями здоровья полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. Изучение культуры и традиций чувашского народа дает возможность освоения культурного пространства региона.

Для приобщения детей с ДЦП к национальной культуре и традициям своего народа мы организуем предметно-развивающую среду так, чтобы заинтересовать их доступным по содержанию материалом. В образовательной организации имеется музей родного края, где собраны экспонаты чувашского быта, домашняя утварь, посуда.

В группе предусмотрен уголок, где имеются куклы в национальных костюмах, народные игрушки, детская литература на чувашском языке, музыкальные инструменты, так же уголки здоровья со спортивным традиционным и нетрадиционным материалом. А также созданы условия для организации народных игр.

Большое значение в формировании этнического самосознания личности имеют народные игры. Именно в играх воспитываются уважение к своему народу, к его традициям, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

Наиболее ярко отношение народных педагогов выражено в ярких словах песни: «Пока молоды, играйте, веселитесь, смейтесь, чтобы потом не раскаиваться». Однако игры – это не только веселое времяпрепровождение и развлечение для детей. В играх развивается сила, точность движений, ловкость. Народные игры исстари способствовали физической закалке, готовили детей к практической трудовой деятельности.

Ознакомление детей с чувашскими народными играми осуществляется на основе комплексного метода. На первом этапе педагог знакомит с укладом жизни чувашей, их представлением о мироздании, их традициями. Чувашия славится песнями. В чувашских играх присутствует много песен, потешек, считалок, жеребьевок. Они составляют ценный игровой фольклор.

Затем педагог знакомит детей с самими играми. Детям младшего дошкольного возраста объяснение игры происходит поэтапно. Важна последовательность: название игры, раскрытие содержания, уточнение правил, показ или напоминание игровых движений, распределение ролей, размещение детей, начало игровых действий.

Название игр целесообразнее давать на чувашском языке с переводом. Очень важно использовать формы поощрения, принятые издавна: дать право победителю начать игру, выбрать партнера. Проигравший мог исполнить танец, песню, выполнение физических упражнений.

На последнем этапе педагог предлагает создавать различные варианты игры. Правила могут меняться, действия усложняться. Перед детьми ставятся такие задачи, которые пробуждают творческую активность, самостоятельность, что имеет огромное значение для развития личности ребенка с ОВЗ.

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

1. Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой или классом, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т. д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т. п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

Педагог объясняет детям правила игры. Он должен встать так, чтобы его все видели и он видел всех. Лучше всего для этого встать в круг вместе с детьми (но не в центре круга, чтобы ни к кому не стоять спиной). Объяснение воспитателя должно быть кратким и понятным. Его следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы педагог был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры.

Обучение детей созданию различных подвижных игр на фольклорные сюжеты завершает работу по углубленному изучению чувашских народных игр.

Надо полагать, что умелое сочетание художественного слова, с непосредственной игровой деятельностью детей поможет воспитать, даже у детей с отклонениями в развитии, внимание и интерес к окружающей их природе, создать основу для глубокого понимания ими родного края, любви к нему.

ЧУВАШСКИЕ СЧИТАЛКИ.

1. Батюшка наш сруб рубил,

Где-то ключик обронил.

Кто найдет- водить пойдет!

2. Баню бабушка топила,

Там свой ключик обронила.

Кто найдет-

Водить пойдет.

3. Бьют куранты гулко:

Бим- бом! Бим-бом!

Выходи скорее вон!

4. Не могу найти свой хлеб я,

Дети, поищите.

Кто найдет-

Водитель идет.

5.-Почему ты не выходишь?

Ждешь чего? Я не пойму.

-В печке нашей пирожочек

Поспевает. Вот и жду.

6. Ехал купец по дороге,

Вдруг слетело колесо.

Сколько надобно гвоздей

Починить то колесо?

7. В лес красавица лиса

Заманила петуха.

Его хозяин-

Среди нас.

Он водить

Начнет сейчас.

8. В молодой крапиве-

Иволги птенец.

Ты красив, и он красив,

Раскрасавец, выходи.

9. На горе дед репу сеял

И морковку вместе с нею.

С кем все это убирать?

Остается нам назвать!

10. Зайчик по полю скакал

И траву себе искал.

Кто траву ему найдет,

Тот водить сейчас пойдет

Подвижные игры.

Журавушка (Тарналла)

- Один игрок выбирается сторожем, другой журавлем, остальные – птенцы. Сторож охраняет гороховое поле. Журавль с птенцами прилетает на поле поклевать горох. Сторож их ловит. Поймав птенца, он запирает его в своем домике на краю горохового поля и засыпает. К пойманному птенцу прилетают журавль с журавликами и поют песню:

Ах, журавлик наш, журавушка,

Не забыл ли домик матушки?

Журавлик поет в ответ:

Не забыл я, но сегодня

На гороховом на поле

Меня сторож подловил,

Да и в клетку посадил.

Журавль и птенцы улетают на гороховое поле. Сторож ловит их.

Правила игры. Журавль с птенцами прилетают к каждому пойманному журавлику. Игра продолжается до тех пор, пока сторож не сможет поймать журавля, то все птенцы освобождаются.

Пекарь (кр перекен)

Среди игроков выбирается водящий - пекарь. Остальные встают парами друг за другом. Пекарь стоит спиной к игрокам во главе колонны и говорит: «Я пеку хлеб».

Игроки: «Успеешь ли испечь?»

Пекарь: «Успею».

Игроки: «Сумеешь ли догнать?

Пекарь: «Попробую!»

Игроки последней пары бегут мимо пекаря, пекарь их ловит.

Правила игры. Пекарь осаливает игроков касанием руки. Если пекарь поймает одного из игроков, то встает с ним в пару. Игрок, оставшийся без пары, становится пекарем. Если пекарь никого не поймает, то остается водящим. Пекарь не должен ловить игроков, если они, обежав его, взялись за руки.

Лошадки (Лашасем)

один из игроков выбирается покупателем, остальные делятся на лошадок и хозяев. Хозяева подходят к лошадкам и спрашивают: «Кто хочет быть моей лошадкой?» Лошадки выбирают хозяина. Потом игроки встают парами в круг, хозяин стоит за лошадкой. Покупатель подходит к одному из хозяев и торгуется:

-Лошадь продается?

-Продается!

-Сколько стоит?

-Триста рублей.

И три копейки не дам.

Покупатель и хозяин бегут по кругу навстречу друг другу. Игрок, добежавший до лошадки первым, становится ее хозяином.

Правила игры. В игре могут быть два и более покупателя, действующих одновременно. Если покупатель добежит до лошади первым, то меняется ролями с хозяином.

Слепой баран (Суккр такалла)

По жребию выбирают водящего – слепого барана. Ему завязывают платком глаза и ставят у двери. Он берется за ручку двери и говорит:

Дверь крепка и прочна,

Не пускает в дом она.

Тот, кто хорошо растет,

В эту дверь легко пройдет.

Слепой баран разводит руки в стороны и ловит игроков проходящих через дверь.

Правила игры. Водящий не должен подглядывать. Игроки увертываются от водящего. Пойманный считается игрок, которого водящий коснулся рукой. Пойманный игрок становится водящим.

Лесничий (Врман хурали)

Один из игроков выбирается лесничим. Остальные ходят по площадке и говорят:

Славно мы в гуляем,

Да и травку собираем,

Для козленка, для ягненка

И для бурого теленка.

Лесничий выбегает на площадку и ловит игроков.

Правила игры. Осаленный игрок отдает лесничему свою вещь и остается в игре. Когда вещей накопится много, лесничий их разыгрывает. Он показывает вещь, а остальные придумывают задание ее хозяину (спеть, отжиматься, прыгать на месте, приседать, обежать игроков и т. д.).

Ручейки (Юханшывсем)

игроки делятся на 2-3 команды и строятся друг за другом в разных частях

Площадки. На сигнал «Ручейки!» все бегут в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Большая Волга!» игроки соединяются в одну колонну.

Правила игры. Игрокам следует крепко держать впереди стоящего за пояс. Игроки бегут друг за другом, не выходя из своей колонны. Игроки строятся в одну колонну только после сигнала «Большая Волга!»

Пустая изба (Пуш пуртле)

игроки становятся в круг на расстоянии 3-4 м друг от друга. Один из игроков выбирается водящим. Он выходит в середину круга. Игроки чертят на земле круги (избы) и встают в них. Водящий громко говорит: «В путь!» Игроки меняются избами. Водящий старается занять свободную избу.

Правила игры. Игроки меняются избами только после сигнала «В путь!» Водящим становится игрок, оставшийся без избы.

Отгадай имя (Ятне пл)

один из игроков выбирается водящим – медведем. Ему завязывают глаза платком, крутят вокруг себя. Игроки все вместе говорят:

Медвежонок встал на лапы,

Зарычал на нас косматый.

Медвежонок, ты, медведь,

Перестань-ка ты реветь.

А попробуй нас поймать

И по голосу узнать.

Игроки разбегаются по площадке. Медведь их ловит. Поймав игрока. Медведь говорит: «Не бойся меня, спой песенку». Игрок ревет: «У-у-у!» Медведь называет имя игрока.

Правила игры. Если медведь узнает игрока по голосу и назовет его имя, то они меняются ролями. Если медведь не узнает игрока, то продолжает водить. Игроки не должны далеко убегать от водящего.

Литература

1. Васильева Л. Г. Приобщение детей 2 – 3 лет к народному искусству родного края: методическое пособие / Л. Г. Васильева. - Чебоксары : ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015. -92 с. :

2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. /[Текст]/ Москва: Издательский центр «Академия», 1999. - 168с.

3. Махалова, И. В. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа : учеб. -метод. пособие на чуваш. и рус. яз. / И. В. Махалова, Е. И. Николаева. – Чебоксары : Новое время, 2003. – 256 с.

4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — Москва: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. — 333 с.

Публикации по теме:

Использование народных игр Белгородской области в воспитании детей средней группы с учетом гендерных особенностей «Использование народных игр Белгородской области в воспитании детей средней группы с учетом гендерных особенностей» Слайд 1 Я хочу поделиться.

Использование русских народных игр на прогулке и в спортивных досугах Использование русских народных игр на прогулке и в спортивных досугах. Хочу вашему вниманию предложить несколько игр, которые можно использовать.

Использование дидактических игр в художественно-эстетическом воспитании дошкольников «. Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!» Е. А. Покровский Проблема творчества.

Использование дидактических народных игр в нравственно-патриотическом развитии дошкольников. Использование дидактических русских народных игр в нравственно-патриотическом развитии дошкольников. Консультация для воспитателей. Русские.

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников. Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка.

Использование народных игр как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста в реализации ФГОС. На протяжении всей истории развития человека игровая культура является его спутником жизни. Так многовековой опыт человечества показывает,.

Методические рекомендации: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников». Министерство социального развития Новосибирской области Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр социальной помощи.

Методическое пособие для педагогов «Использование экологических игр в воспитании дошкольников» Экологическое воспитание – это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания.

План-конспект в старшей группе «Использование кубанских народных игр на прогулке «Забавы казачат» Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств у детей родному краю, через кубанские народные игры. Задачи : 1. Обучающие: - расширить.

Проект Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков. Детей средней группы Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование чувашских народных игр в воспитании детей с ДЦП
Опубликовано: 23 октября 2017 в 20:49
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование чувашских народных игр в воспитании детей с ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД