ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения дошкольников «Граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения дошкольников
«Творчество отражает мысли, чувства, своё отношение к действительности, создаёт новое» Выготский Л. С.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения дошкольников „Граттаж“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Дети не боятся выражать своё отношение к миру, к действительности через рисунок. Умеют замечать то, что не видят взрослые. B процессе активной деятельности, в игре, в рисунке, в движении дети начинают комбинировать предметную среду.
Изобразительная деятельность - одно из форм выражения своего видения мира, чувств, отношения к окружающему. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование развивает мышление, воображение, моторику, дети овладевают различными техниками рисования, учатся работать с цветовыми гаммами, спектром, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют. Благодаря использованию нетрадиционных методов рисования ребёнок имеет возможность использовать и изучать свойства различных материалов. Может открыть в будущем и новую технику, новый вид живописи, направление.
Работая над рисунком, дошкольники учатся целостно воспринимать образ предметов, выделять особенности, качества, и внешние свойства, главные и второстепенные детали, сравнивать величину, передавать пропорции, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета c другой, сопоставлять свой рисунок c натурой, сравнивать свою работу c работой друзей. У детей развиваются такие качества как : усидчивость, терпение, аккуратность, внимание. Дети получают положительные эмоции от процесса и своего результата. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению. При сюжетном рисовании развивается воображение, память, образное мышление и речь, также укрепляются мышцы кистей рук, что необходимо для письма. Дети учатся наблюдать, проводить связи, закономерности между объектами, образами изображения. Дети овладевают приемами и разными техниками рисования. Дошкольники узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей и т. д. Они учатся чувствовать материал: глину, пластилин, карандаш, восковые мелки, песок, тесто, гуашь, акварель, цветной клей-стер, крупу, ниткографию, монотипия, рисование ватой, рисованием по стеклу, воском, рисование на тканях, на мокром и т. д.
Дети учатся планировать свою деятельность и доводить ее до конца, так как любая деятельность требуют точного соблюдения последовательности производимых действий и правил. При использовании определённых техник нетрадиционного рисования требуется точность и быстрота движений (например, пока краска не высохла необходимо выполнить определённые действия - выдувание через трубочку, размыть изображение и т. д., силой нажима на материал или инструмент дети изучают свойство предметов, прочность, толщину линий, глубину цвета. На занятиях нетрадиционного рисования знакомлю детей c разными способами окрашивания, различными методом набрызгивания краски. Дети узнают, что рисовать можно не только на бумаге и не только кистью, карандашом, но и руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони, получать изображения c помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек, ваты, c помощью природного материала (листьев деревьев, коры, бересты, разрисовывать камушки и т. п.
С помощью нетрадиционных методов рисования можно решить следующие задачи:
- развить мышление,
- изучить свойства предметов,
- уметь наблюдать окружающий мир и передавать своё отношение к нему, через рисование разными способами, методами, формами,
- экспериментировать с изобразительными средствами.
«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография. Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:
- поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,
-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.
- лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.
Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное - подобрать правильно картинку: для младших дошкольников – простую, для старших можно и посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами.
Последовательность работы:
Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши, и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка. такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности. Далее берем зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по туши. Для детей лучше подходит крючок для вязания – удобнее держать. На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Этапы создания шедевра в технике граттаж.
Шаг первый - как выбрать основу гравюры
Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана).
Далее есть несколько вариантов:
Вариант первый - оставить бумагу просто белой.
Вариант второй – сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.
Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой, не оставляя пустых пятен.
Вариант четвертый – в качестве основы можно взять цветной картон. Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.
Подготовив основу можно различными способами:
Вариант первый – втереть в основу восковую свечу.
Вариант второй – натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.
Вариант третий – зажечь чайную свечу (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон. Если вы предварительно нанесли на основу восковые мелки, шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар). Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития.
Шаг второй – придаем цвет
На этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. Есть также вариант наносить тушь ватным тампоном или губкой. Другой вариант закрашивания поверхности - с помощью гуаши. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате. Такой вид гравюры будет менее долговечен, да и в процессе работы гуашь смазывается и пачкает все вокруг. И тушь, и гуашь рекомендуется слегка разводить мыльным раствором (или раствором с шампунем, чтобы краска не скатывалось с довольно жирной восковой поверхности. И наконец, третий вариант - техника рисования граттаж подразумевает и применение акриловой краски. Правда, и здесь есть тонкости – как правило, акрил застывает пленкой, и, возможно процарапывание с небольшими неровностями, подобно тому, как процарапывается полиэтилен. С таким покрытием нужно быть предельно осторожными. Кстати, рабочую поверхность и пол вокруг стола лучше застелить, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-восковой крошкой.
Шаг третий – волшебство появления гравюры
На данном этапе начинается настоящее волшебство. Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т. п. Кстати, наиболее простой вариант – шариковая ручка, которая перестала писать. И начинаем творить!