Ляна Евдокимова
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления ОНР у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Хорошо развития речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Дошкольники с речевыми нарушениями нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.
Публикация «Использование нетрадиционных педагогических технологий в комплексном подходе преодоления ОНР у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.
В нашем МКДОУ работа всех специалистов (логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей) ведется в нескольких направлениях: развитие общей и мелкой моторики; стимуляция работы артикуляционного аппарата; нормализация работы мимических мышц; борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями; формирование просодических компонентов речи; коррекция звукопроизношения; развитие основных фонематических процессов; устранение общего недоразвития речи; нормализация основных психических процессов.
В своей работе я использую учебно-методический комплект Нищевой Н. В. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников», Краузе Е. Н. «Комплексный подход к коррекции звукопроизношения у детей», методические разработки Коноваленко С. В. «Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О. И. и других авторов.
Работа с детьми должна быть динамичной и эмоционально окрашенной. С этой целью я приняла решение разнообразить работу с детьми. В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и приемами я применяю и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям я предлагаю и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. За основу я взяла упражнения С. В. Коноваленко: упражнения с шариком, упражнения с ложкой, статические артикуляционные упражнения для губ без предмета, упражнения с водой, упражнения для губ и языка с бинтом.
Активно использую артикуляционные упражнения в сочетании с движениями рук и работой над дыханием.
1. Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [А], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 2- 3 раза.
2. «Болтушка» Рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх. Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать). Выполняется 5-7 секунд.
3. «Накажем непослушный язык» Покусывание кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей. Выполняется в течение 10 секунд.
Подобные упражнения способствуют координации речи с движением, нормализации мышечного тонуса, дыхания. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляции помимо общепринятых комплексов артикуляционной гимнастики мне помогают нетрадиционные формы ее проведения : биоэнергопластика, театр пальчиков и языка, комплексные разминки и т. д. С целью нормализации мышечного тонуса каждое занятие я начинаю с дыхательных и расслабляющих упражнений.
Применение на занятиях психогимнастики, релаксационных упражнений, психофизической гимнастики помогают снять повышенное мышечное напряжение (релаксационные упражнения, улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата, способствуют расслаблению детей, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
Изучив, взаимосвязи и взаимозависимости речевой и моторной деятельности, в свою практику я включила разнообразные упражнения и игры по совершенствованию мелкой моторики у детей. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики широко использую модифицированные и новые упражнения, игры с пальчиками: «Разноцветные прищепки», «Пальчиковый бассейн», различные виды массажа (самомассажа) кистей рук: грецкими орехами, шестигранными карандашами, камушками Марблс, нанизывание бус, элементы Су-Джок терапии.
Особую роль в моей работе получили игры с песком, водой, тестом. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс готовности к письму (рисование пальчиком по песку, счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проэктивные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают связную речь, творчество и фантазию.
Нетрадиционные методы логопедического воздействия мною включены в рабочую программу и используются комплексно на занятиях специалистов. Данные методы предложены как в виде самостоятельных занятий, введены в структуру индивидуальных и подгрупповых занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого мною разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов логопедического воздействия, подобраны консультации и стенды для родителей.
Таким образом, нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, и помогают достигать максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.