Наталья Ильичева
Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Ум ребенка – на кончиках его пальцев. (В. И. Сухомлинский)
1. Введение
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность детей в дошкольном учреждении.
Цель: определение влияния изобразительной деятельности на развитие познавательных процессов дошкольников.
Публикация «Использование нетрадиционных методов в изобразительной деятельности с целью развития творческих способностей ребенка» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Развивать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-эстетические чувства, вкус.
2. Обучать детей способам и техникам изображения, переходя от простых к более сложным.
3. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
4. Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
2.1. Теоретические основы проблемы.
В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны педагога.
Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
Второй этап - процесс создания изображения. Тема задания не только не лишает ребенка возможности проявить творчество, но и направляет его воображение, разумеется, если воспитатель не регламентирует решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда ребенок создает изображение по собственному замыслу, когда педагог задает лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ, созданного детьми, осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т. е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.
Развернутый анализ детских рисунков, лепки или аппликации необязателен для каждого занятия. Это определяется особенностью и назначением создаваемых изображений. Но вот что важно: обсуждение работ, их анализ проводится каждый раз по-новому. Так, если дети изготовляли елочные украшения, то в конце занятия все игрушки развешиваются на мохнатой красавице. Если создавали коллективную композицию, то по завершении работы педагог обращается внимание на общий вид картины и предлагается подумать, можно ли дополнить панораму, сделать ее более богатой, а потому и интересной. Если дети украшали платье куклы, то все лучшие работы "выставляются в магазине", чтобы кукла или несколько кукол могли "выбрать" понравившееся.
Л. С. Выготский, говоря о роли обучения, подчеркивал: обучение ведет за собой развитие. При этом он обращал внимание: "Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах. Приложенное к одной точке в сфере детской мысли, оно видоизменяет и перестраивает многие другие точки. Оно может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия".
Именно о таком отдаленном результате можно говорить, когда речь идет о формировании у детей образных представлений в процессе обучения изобразительной деятельности. Утверждение неслучайное. Доказательство тому - работы Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгера, К. Н. Поливановой, Е. Ю. Сутковой, тема которых - подготовка детей к школе, диагностика психического развития и его коррекция. Авторы отмечают: "Недостаточный уровень развития образных представлений - одна из частых причин трудностей в учебе не только в шестилетнем возрасте, но и значительно позже (вплоть до старших классов). Вместе с тем период их наиболее интенсивного формирования приходится на дошкольный возраст. Поэтому если у ребенка, поступающего в школу, имеются проблемы, то их надо как можно скорее "компенсировать" изобразительной и конструктивной деятельностью – в свободное время стимулировать занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием".
Когда в 2007г. взяла новую группу и провела диагностирование по данной теме, то результаты были такими: у основной части детей не развиты познавательные способности, и у 5% воспитанников имеются задатки. Поставила перед собой задачу: через изобразительную деятельность развивать познавательные способности детей.
2.2 Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие дошкольника.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства.
Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый, цветов (растения в разные времена года, разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т. д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др., с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Обучение изобразительной деятельности невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Например, чтобы слепить ягоду, орешек, неваляшку, яблоко или цыпленка (предметы, имеющие круглую форму или части круглой формы, необходимо раскатать кусочки пластилина или глины кругообразными движениями. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.
На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.
Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления. Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают явления общественной жизни. Значение занятий изобразительной деятельностью для нравственного воспитания заключается также в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.
В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными людьми.
Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.
Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
2.3 Классификация методов и приемов изобразительной деятельности
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся, то выделяют методы:
. наглядные;
. словесные;
. практические.
В последнее время разработана новая классификация методов. Она включает следующие методы обучения:
. информативно - рецептивный;
. репродуктивный;
. исследовательский;
. эвристический;
. метод проблемного изложения материала.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец воспитателя;
> показ воспитателя.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма.
Он включает в себя:
> прием повтора;
> работа на черновиках;
> выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком
- либо моменте работы, на занятии, т. е. предлагается ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог, предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.
При проведении занятий использую различные методы и приемы, которые тесно переплетаются между собой. Провожу экскурсии, наблюдения, беседы, использую рассказ, где обогащается словарный запас детей, доношу до детей красоту художественного слова, чтобы потом все это претворить в рисунке.
Тема: «Верба»
Рисование «вливание цвета в цвет»
Проводила предварительную экскурсию, где рассматривали веточки, цветы вербы, прочитала стихотворение «Верба». При рассматривании веточек вербы было дано задание: «На что похожи цветы вербы?» Дети нашли много сравнений. На занятии был дан показ нового способа рисования «вливание цвета в цвет». Этот прием показал нежность, красоту, чистоту весенней вербы. Дети с большим удовольствием рисовали, стараясь через рисунок показать свои чувства.
Тема: «Осенние листья».
Рисование «печать»
В начале занятия, чтобы создать эмоциональный настрой, слушали музыку, читали стихи разных поэтов об осени. Рассматривали осенние листья, отмечая их великолепную окраску. Обвели пальчиками каждый свой листочек (у кого-то листик березы, клена, рябины, описали красивыми словами свои листочки, например, «этот лист клена похож на корону». После этого знакомлю детей с новым способом рисования «печать». Ребята повторяют данный прием, а затем самостоятельно рисуют данным способом.
Тема: «Мой маленький друг»
Рисование тычком
В начале занятия дети отгадывали загадки про животных, рассматривали описание пуделя. Я показала последовательное рисование собаки. Ребята работали на черновиках сухой кисточкой. Затем проводилась самостоятельная работа детей.
2.4 Нетрадиционные методы изобразительной деятельности с целью развития творческой личности ребенка.
В своей работе я использую методику ознакомления детей с изобразительной деятельностью Т. С. Комаровой, но при проведении занятий всегда поражало однообразие техник, предлагаемых для изображения образа. Изучив работы различных авторов, таких как И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», К. К. Утробины «Увлекательное рисование методом тычка», Т. Н. Дороновой «Природа, искусство и изобразительная деятельность в детском саду» привело меня к внедрению в практику нетрадиционных методик в изобразительной деятельности, которые применяются при организации творческой, познавательной деятельности дошкольников На протяжении пяти лет работы в детском саду меня интересовал вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребенок развивался творчески, чтобы раскрыть его способности, что приведет к формированию творческой личности в целом. Мы рисовали с детьми пальцами, ладонями, ватными палочками, использовали листья деревьев. Поскольку некоторые техники достаточно «пачкающие», занятия по изобразительной деятельности теплой осенью можно проводить во время прогулки на участке детского сада. Например, картины из песка даже лучше создавать, поставив столы рядом с песочницей. Тему рисунка подскажет фантазия ребенка. Наносим на картон клей ПВА и засыпаем песком. Теперь нужно только подождать, когда клей высохнет и при желании раскрасить песок. Если на листе ватмана или обоев все желающие отпечатают свои ладони и пальцы, а ребром ладони прорисуют детали, то красивые бабочки, птицы и цветы не на один день поселятся в групповой комнате. Большинство детей не могут пройти мимо разнообразных по форме камешков. Некоторые из них мы раскрашивали красками, превращая в насекомых, цветы и другие объекты.
Расскажу о некоторых видах нетрадиционных техник рисования.
Рисование пальчиками.
Возраст: от двух лет.
Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Вначале дети рисуют одним пальчиком, затем несколькими. Мы украшаем бабочек, рыбок, елочку такими элементами, как точки, мазки, спирали. Далее учимся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. В результате
смешивания цветов дети добиваются нужного оттенка. Например, с детьми средней группы я рисовала «пушистого мишку». К старшей группе дети уже свободно владеют «пальчиковой техникой» и сами придумывают темы для рисования.
Рисование ладошкой.
Возраст: от двух лет.
Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют ее. Рисовала с детьми «Солнышко», «Петушок с семьей». Старшие дети радуются не меньше малышей, когда после того как им разрешили влезть в краску всей ладошкой и отпечатать след, в итоге оказывается, что этот след похож на белую сказочную птицу, имя которой «Зима». Разве это не чудо?
Монотипия.
Возраст: от двух лет.
Этот метод помогает развивать фантазию, воображение, чувство цвета и формы. С детьми я рисовала «Бабочек», «Елочку», «Деревья отражаются в
воде». Дети рисовали с удовольствием, им было интересно, как из одной половинки рисунка получается целый рисунок и даже картина
Набрызг.
Возраст: от пяти лет.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Дети с нетерпением ждут, что же получится.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Гуляя на прогулке, рассматривая деревья,я сказала детям, что и листочками можно рисовать. Дети не могли дождаться, когда я им покажу новый прием рисования. На занятии мы рисовали коллективно «Деревья в нашем парке»,
где покрывали листок с дерева красками разных цветов, затем прикладывали его к работе для получения отпечатка.
Свеча + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Особый восторг у детей вызывает рисование свечой на бумаге, когда невидимое изображение, закрашенное акварелью, вдруг оживает, а рисунок свечой остается белым. Закрашивать можно одним или несколькими цветами краски.
Рисование тычком.
Возраст: от трех лет.
Способ получения изображения: кисть должна быть жесткой. Ребенок опускает кисть в гуашь и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Детям нравится не водить кистью по рисунку, а стучать ею. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. Рисовали животных, цветы.
Рисование на мокрой бумаге.
Возраст: от пяти лет.
Рисовать акварелью по сырой бумаге сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю.
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет малышам истинную радость. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Рисование нетрадиционными методами вызывает интерес и у родителей. Родители помогают в сборе материала для занятий, посещают детские выставки работ, интересуются техникой изображения, литературой. Использовала консультации: «Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать?», «Развитие детского изобразительного творчества на занятиях декоративным рисованием», «Рисуем вместе с ребенком», «Как организовать домашние занятия по рисованию», «Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании», «Нетрадиционные методы изобразительной деятельности».
В старшей группе провела собрание на тему: «Роль изобразительной деятельности в творческом развитии ребенка».
Своим опытом работы я делюсь и с коллегами по работе. На педагогическом совете «Нетрадиционные методы изобразительной деятельности» рассказывала педагогам о технике, о способах рисования нетрадиционными методами, показывала приемы и способы рисования.
Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник дает уникальную возможность развить творческие способности дошкольников. При содействии взрослого они учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам. У них возникают новые идеи,
связанные с комбинированием разных материалом. Дети начинают экспериментировать и творить.
3. Выводы
Полученный результат в процессе наблюдения за деятельностью дошкольников показали, что применение нетрадиционных методов изобразительной деятельности используется весьма эффективно для формирования творческой личности ребенка
В результате исследования я пришла к следующим выводам:
1. Формировать мотивацию к развитию творческих способностей детей, потому что это влияет на формирование творческой личности ребенка.
2. Необходимо использовать в своей работе различные нетрадиционные методы, с помощью которых воспитатель мог бы развивать творческие способности ребенка.
Применение нетрадиционных методик на занятиях изобразительной деятельностью позволяет организовать познавательную деятельность, воздействовать на психологические процессы, активизирует умственную деятельность.