Елена Зуева
Использование нетрадиционных изобразительных техник в формировании фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Чем разнообразнее и содержательнее
будет деятельность ребёнка, тем полнее и
ярче могут развиваться его способности». Н. С. Лейтес
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
число детей, испытывающих трудности в речевом развитии неуклонно растёт.
Публикация «Использование нетрадиционных изобразительных техник в формировании фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Исследования В. П. Глухова, Л. Г. Парамоновой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, С. Н. Шаховской и многих других ученых показали, что большую часть среди этих детей составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР). Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, понимается «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, для повышения мотивации общения ребенка. Одним из таких средств являются нетрадиционные изобразительные техники.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка говорил еще Л. С. Выготский[2], отмечая особую роль художественной деятельности в компенсации психических функций. О том, что рисование важно для развития речи, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагогические деятели: Фребель, Каменский и другие. [3]
Среди методов коррекции речевых нарушений дошкольников достаточно эффективным методом является применение изотехник в логопедической работе. Изобразительная деятельность является одним из ведущих типов деятельности у детей данной возрастной группы.
Речь и рисование принадлежат к одним и тем же уровням деятельности мозга – первая и вторая сигнальная системы (Л. Н. Бачерикова, 1979 [8];
М. М. Кольцова, 1980) [4]. На уровне I сигнальной системы перерабатываются интонации, голос (для речи) и цвет, форма, образ (для рисования). На уровне II сигнальной системы перерабатывается смысловое содержание как для речи, так и для рисунка. Детское рисование – объективный показатель уровня развития II сигнальной системы и, в частности, наглядно-образного мышления. [9]
Таким образом исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности у них тонких движений пальцев рук. Занятия изобразительной деятельностью развивают речь дошкольников в ряде направлений: происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях, а затем входят в активный словарный запас; формируется фразовая речь, осуществляется становление и развитие речи как средства общения; совершенствуется регулирующая функция речи.
Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. Применение нетрадиционных изотехник способствует снятию напряжения эмоционально расторможенных детей.
Нетрадиционно— не основываясь на традиции, происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью, не придерживаясь традиций.
(Толковый словарь Ефремовой. ТФ. Ефремова. 2000.)
Нетрадиционное рисование –
Искусство изображать не основываясь на традиции.
Впервые термин «нетрадиционные техники» рисования был введен А. М. Страунингом. [44] Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• Развивает речь дошкольников;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Способствует снятию напряжения эмоционально расторможенных детей;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает, цветовосприятие;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Подчеркну, что применением нетрадиционных изотехник не ограничивалась вся работа по развитию фразовой речи у детей с ОНР. Разработанная система коррекционных мероприятий реализовывалась через систему занятий, проводимых с учетом требований программы обучения и воспитания детей с ОНР. Для реализации поставленной цели, использовала «Коррекционную программу по развитию речи», разработанную авторским коллективом логопедов. За основу брала перспективное планирование работы по развитию речи, наложив на него применение на каждом занятии нетрадиционные изотехники.
Разработанная система коррекционных занятий по развитию фразовой речи детей с ОНР включала в себя:
- выделенные этапы работы, имеющие конкретные цели и задачи по развитию фразовой речи;
- ряд изо-техник, использование которых способствовало развитию фразовой речи детей, совершенствовало их коммуникативные навыки;
- подбор определенных дидактических игр и упражнений, направленных на развитие лексико – грамматической стороны речи, а следовательно, способствующих развитию фразовой речи.
Изобразительные техники применяла с постепенным усложнением.
Данная система основана на учете принципа коррекционной педагогики «от простого к сложному» (от развития элементарных фраз – высказываний к формированию связной фразовой речи).
Данные этапы работы реализовывались в ходе фронтальных логопедических занятий по развитию речи на основе предметно-практической деятельности детей, в частности, использования изо-техник.
С детьми младшего дошкольного возраста использовала :
• рисование пальчиками;
• рисование ладошками-волшебные ладошки;
• оттиск печатками из картофеля;
• печать поролоном; пластилинография;
• рисование по трафарету;
• оттиск мятой бумагой.
Детей среднего дошкольного возраста знакомила с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью;
• печать пробками; отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети освоили еще более трудные методы и техники :
• рисование песком, крупами;
• рисование мятой бумагой;
• кляксография с трубочкой;
• монотипия пейзажная;
• печать по трафарету;
• монотипия предметная;
• кляксография обычная;
• пластилинография; набрызг,
• рисование двумя красками, двумя кисточками.
Рассмотрим данные техники подробнее.
Рисование пальцами - пальчиковая графика. Материалы: мисочки с гуашью или пластиковая коробочка, в которую вложены штемпельные подушки из тонкого поролона, пропитанные гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. [7]
Рисование ладошками - волшебные ладошки. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. [7]
Оттиск смятой бумагой. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага;[7]
Оттиск поролоном. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения : ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. [7]
Монотипия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения : ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить;[7]
Тычок жесткой полусухой кистью. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности. [7]
Печать по трафарету. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки. Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет. [7]
Кляксография. На лист бумаги поставить большую яркую кляксу (тушь, акварель, что бы капля кляксы была «живой». Можно пошевелить лист, либо подуть на кляксу, капнуть сверху другим цветом и тоже раздуть. Получившееся изображения доводится до образа. Игры с кляксами позволяют развить глазомер, координацию движения, фантазию и воображение, способствует снятию напряжения эмоционально расторможенных детей. •
Линотипия (цветные ниточки). Потребуется одна или несколько ниточек длиной 25 – 30 см. сложить лист бумаги пополам, затем разбросать в произвольном порядке предварительно выкрашенные красками ниточки на одну половинку сложенного листа. Затем обе половинки складываются, один конец ниточки (чек) должен оставаться с наружи, плотно прижимают и аккуратно разглаживают. Прижимая сверху одной рукой, другой рукой резким движением ниточки выдёргивают.
Рисование двумя красками. На кисточку набрать одновременно две краски. Например, на весь ворс – серая, а на кончик – белая краска. При нанесение на лист бумаги получается эффект объёмного изображения.
Рисование двумя кисточками. Краску наносят на две кисточки, затем кисти берут в одну руку, мазок выполняется двумя кисточками одновременно, что позволяет предать элемент объема.
Набрызг. Получения изображения путём распыления краски с помощью зубной щётки.
Печатки и штампы. Выполняется из овощей и фруктов, путем вырезания из них определённых форм.
Рисование солью. Выполнить фон, на который насыпать соль. Соединяясь с краской, соль оставляет белый ореол, который может создать эффект падающего снега, многочисленных цветов на лугу, песочного берега и т. п.
Рисование манкой. Манкой, как и солью посыпать подготовленный фон. Но в отличие от соли она не растворяется, а формируется в комки, из за чего образуется фактурное пятно, которое может преобразоваться в скалу, пышную траву, гроздья сирени и т. д.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию речи детей. Особенно это касается детей, имеющих нарушения этой функции, в частности ОНР. Деятельность с бумагой, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется ее связь с коррекционным обучением. В процессе работы в непринужденной обстановке педагог побуждает дошкольников пользоваться речью: называть материал, который используется на занятии, инструменты труда, рассказывать о назначении нарисованного, описывать ход своей работы. Дети учатся различать предметы по форме, цвету, величине. Дети называют необходимые предметы, учатся составлять правильную фразу, используя предикативную лексику, соответствующую данной речевой ситуации. Если дети затрудняются, педагог помогает актуализировать ранее изученную тематическую лексику. Педагог стимулирует переход от простых фраз из 2-3 слов к постепенному формированию развернутой фразовой речи.
В процессе занятий с использованием нетрадиционных изотехник ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог со взрослым, тем самым стимулирует развитие коммуникативной функции речи детей. Все предметы, с которыми действует ребенок, и которые создаются им в результате изобразительной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений. Обговаривание действий, комментирующая речь эффективно влияют на коррекцию речевого недоразвития и воспитывают навык прислушивания к речи взрослых и сверстников. А значит, происходит интеграция продуктивной деятельности и в образовательную область «Коммуникация». Рисование пальцами, мятой бумагой и другие виды нетрадиционных техник изобразительной деятельности способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков, содружеству обеих рук в работе, формирует навыки самообслуживания у ребенка. [5]
Итак, деятельность с использованием нетрадиционных изотехник – это не только двигательные упражнения, она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, проявлению умственной и речевой активности.
Таким образом, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного и познавательного развития детей. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. На занятиях,изобразительной деятельностью решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т. д. Разнообразные техники изобразительной деятельности помогают организовать занятия интереснее, стимулируют положительную мотивацию у ребенка. Деятельность с применением нетрадиционных изотехник имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности. Использование нетрадиционных техник изображения способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольника
Работа над предложением включалась как обязательный элемент в структуру занятий по развитию речи на основе практической деятельности. Задания соответствовали основному принципу – от простого к сложному.
Для составления распространенных фраз мы использовали следующие приёмы :
• «Сравни нарисованные предметы и составь предложение»;
• «Составь рассказ по рисунку»;
• «Расскажи, ты нарисовал сначала, а что потом»;
• «Кто у кого?» - составление предложения по двум картинкам;
• «Зачем нужна эта вещь?» - «Стул нужен, чтобы…»;
• «Придумай умные вопросы» и т. д.
Таким образом, применение нами нетрадиционных техник рисования в работе над формированием фразовой речи с детьми, имеющими речевые нарушения, способствовало преодолению моторной неловкости; по-новому открыло перед каждым ребёнком мир, что помогло активизировать и расширить словарный запас; дало представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяя установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создало мощную психофизиологическую базу для развития речи детей с ОНР.
Изотехники применяются на каждом занятии по развитию речи
Итак, деятельность с использованием нетрадиционных изотехник – это не только двигательные упражнения, она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, проявлению умственной и речевой активности.
Таким образом, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного и познавательного развития детей. Выступая как специфическое образное средство познания действительности, она имеет огромное значение для умственного воспитания ребенка, что в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. На занятиях, изобразительной деятельностью решаются специальные коррекционные задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т. д.
Таким образом, применение нами нетрадиционных техник рисования в работе над формированием фразовой речи с детьми, имеющими речевые нарушения, способствует преодолению моторной неловкости; по-новому открывает перед каждым ребёнком мир, помогает активизировать и расширить словарный запас; даёт представление о новых возможностях взаимодействия предметов, позволяет установить грамматические закономерности при описании своих действий, а также создаёт мощную психофизиологическую базу для развития речи детей с ОНР.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. -М. : «Педагогика», 1983.-110с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. : «Просвещение», 1965. - С. 318.
3. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н., Педагогика М., 2007.
4. Кольцова М. М. Ребёнок учится говорить. - М. : Издательство Сов.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1-2.-М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007-80с.
6. Страунинг А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности. - Обнинск. : «Издательстао» 40 с.
7. Казакова Т. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. -Москва. : «ТЦ Сфера», 2005.-128с.
8. Бачерикова, Л. Н. Речь и рисунок — показатели деятельности второй
сигнальной системы: автореф. дис. … канд. биол. н. / Бачерикова Лидия
Николаевна. – Челябинск: «АТР», 1979. – 18 с.
9. Павлова, А. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей / А. А. Павлова, Л. А. Шустова // Вопросы психологии. 1987. № 6. – С. 123-130.