Фанина Зульфира
Использование нетрадиционной техники рисования «Эбру» в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Современное образование основывается на принятии уникальности личности каждого ребёнка, поддержке его индивидуальных потребностей и интересов. В. А. Сухомлинский писал:» Истоки способностей и дарования детей- на их кончиках пальцев. Отпальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Изобразительная деятельность не может существовать под давлением. Одно из условий развития творческих способностей детей- использование разнообразных техник изодеятельности. Я применяю как традиционное, так и нетрадиционные техники рисования. В ходе рисования традиционной техникой используются простые карандаши,восковые мелки, краски, кисти, гуашь. Но использование традиционных техник требует определенных навыков. Если навыки отсутствуют, то рисунок может не получится, вследствие чего ребенок может огорчиться. Чтобы этого не случилось, я использую, нетрадиционные техники. С детьми младшего возраста начинаю использовать нетрадиционную технику «Рисование ладошками и паличиками.» В среднем возрасте и старшем эту технику дополняю рисованиемтрубочками, печатанием листьями. Знакома ли вам техника рисования «Эбру». Техника Эбру является уникальным методом в развитии детского творчества.
Публикация «Использование нетрадиционной техники рисования „Эбру“ в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Главная цель моей деятельности - заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.
На мой взгляд, я должна пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить красоту, приносит людям радость, подарить положительный заряд, энергию и желание достигать всё новых и новых высот!
Свою работу строю на следующих принципах:
От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Методы и приёмы, которые я использую на занятиях по нетрадиционному рисованию
- Создание игровой ситуации.
- Путешествия. (На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми.)
- Художественное слово. («Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем.»)
- Эмоциональный настрой. (Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Я обратила внимание на то, что когда на занятии играет музыка детям становится комфортнее)
- Показ воспитателя.
- Использование движения руки.
- Сравнение видов данной техники.
В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Достоинством такой техники является универсальность её использования. Поэтому такая методика очень привлекательна для детей, так как открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Работая в этом направлении я пришла к выводу, что развитие художественно-творческих способностей становится одной из важных задач дошкольного образования. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Придумывая что-то новое, неповторимое, ребёнок каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Однако очень часто из-за отсутствия знаний и технических навыков, приемов в изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу. Между тем изобразительная деятельность не может существовать под давлением. Она должна быть свободной, яркой. Поэтому я задалась вопросом: как создать ситуацию успеха у моих воспитанников и помочь им реализоваться в творческой сфере? В поисках ответа на этот вопрос открыла для себя волшебное искусство Эбру, ставшее для меня педагогической находкой.
Новизна техники Эбру заключается в том, что она позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изобразительной деятельности и, что самое главное, получают удовлетворение от своей работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины на воде всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру, как искусство, доставляет удовольствие, с Эбру можно фантазировать без границ.
На сегодняшний день все дети моей группы очень любят творить в данной технике, ждут с нетерпением, когда же произойдет следующая встреча с «красками, танцующими на воде». Такой вид деятельности сохраняет психическое равновесие, дает возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. Таким образом, укрепляется вера ребенка в собственные силы!
Родителей воспитанников мне также удалось увлечь волшебным миром «красок на воде». С этой целью мною были организованы онлайн мастер-классы. На одном из них познакомила родителей с техникой ЭБРУ. На несколько минут взрослые превратились в «маленьких любознательных детей», с интересом погрузились в атмосферу волшебства. В этот раз именно их дети помогали взрослым творить чудеса. Глаза родителей горели от любопытства.
Не остались равнодушными к такому необычному творчеству и мои коллеги после посещения семинара - практикума «Танец красок на воде». Они отметили, что данную технику можно использовать для профилактики эмоционального выгорания через освобождение от накопленных негативных эмоций. На собственном опыте они ощутили, что Эбру дает возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. А ведь именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы.
Практическая значимость.
Таким образом, техника Эбру вошла в жизнь нашего дружного коллектива, стала моим педагогическим секретом. Она объединила единой целью, интересом детей и педагогов, а также нашла свое применение и в семьях моих воспитанников.