Виктория Гусева
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста».
Автор: Гусева В. А. – методист МДОБУ №12 «Светлячок» Октябрьского района Приморского края.
«Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения». Анатолий Васильевич Луначарский
Публикация «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для развития двигательной активности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дошкольный возраст – важный период в формировании физического здоровья человека. Решая задачи всестороннего воспитания и развития детей, ДОУ все больше внимания уделяем оздоровлению средствами физической культуры. В связи с этим актуален вопрос совершенствования системы физического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой и другими детьми.
В наше время многие педагоги на основе собственных наблюдений отмечают заметное снижение интереса детей, как к организованной, так и к самостоятельной двигательной активности. Дети малоподвижны, не желают принимать участие в подвижных играх и упражнениях, все больше предпочитают компьютерные игры.
Понимая важность проблемы развития двигательной активности детей дошкольного возраста, и проанализировав состояние физического развития детей, мы поставили перед собой цель:
-стимулировать и совершенствовать развитие двигательных
способностей и физических качеств у детей посредством использования нестандартного оборудования.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
- повысить интерес детей к различным видам двигательной активности;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей;
- побуждать детей к самостоятельной двигательной деятельности, в том числе с использованием нетрадиционного оборудования;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие, воображение, зрительную память, творчество и фантазию;
- воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
Для решения поставленных задач, мы решили в работе по физической культуре использовать наряду с традиционным оборудованием и нетрадиционное оборудование.
Работу по внедрению нетрадиционного оборудования мы начали с изучения методической литературы по данной теме.
Провели педсовет на тему: «Физкультурно – оздоровительная работа в контексте ФГОС», на котором обсудили, какое оборудование и как мы сможем использовать. В каждой возрастной группе педагоги провели родительские собрания, на которых были озвучены задачи по физическому развитию детей и пути их решения. Родители поддержали нашу идею с использованием нетрадиционного оборудования для развития физических качеств детей и стали активными помощниками.
Немало времени ушло на сбор материала, для изготовления нестандартного оборудования. Все сотрудники детского сада, родители, родственники и друзья детей были заняты сбором бросового материала. И вот, наконец, материал собран! Начался процесс изготовления нетрадиционного оборудования, в котором также приняли участие все: родители и родственники детей, сотрудники детского сада.
Требования к нетрадиционному оборудованию :
1. Простота в изготовлении.
2. Соблюдение гигиенических требований.
3. Эстетическая привлекательность.
4. Компактность и лёгкость в транспортировке.
5. Максимальная эффективность.
6. Универсальность и многофункциональность.
7. Доступность в использовании.
После того, как оборудование было готово, педагоги всех возрастных групп провели мастер – классы для родителей по использованию данного оборудования.
Нетрадиционное оборудование педагоги используют при проведении непрерывной образовательной деятельности, утренней гимнастики, во время свободной двигательной активности.
Двигательные навыки, полученные на занятиях, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности в группах. Этому способствуют физкультурные центры, которые педагоги пополнили нетрадиционным оборудованием.
Особое внимание уделяется профилактике развития у дошкольников плоскостопия. Для этого мы используем в работе массажные дорожки с комбинацией различных фактурных и цветовых поверхностей: пуговицы, камушки, пробки, кусочки губки, карандаши и другие материалы.
Этот учебный год прошел в тесном сотрудничестве с педагогом МОБУ Синельниковской СОШ Вершининой Мариной Валерьевной. Марина Валерьевна также использует нетрадиционное физкультурное оборудование в работе со своими детьми.
Применение нетрадиционного оборудования на физкультурных занятиях, в играх и игровых упражнениях способствует формированию физических качеств детей, повышает интерес к различным видам двигательной деятельности, увеличивает объём двигательной активности, поднимает эмоциональный настрой, повышает умственную и физическую работоспособность детей.
Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям. Оно яркое, образное, малогабаритное, универсальное, легко трансформируется при минимальной затрате времени и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя.
Василий Александрович Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь. Умственное развитие, прочность знаний, вера в свои сил».
Педагоги нашего дошкольного учреждения стараются следовать заповедям великого педагога – новатора.
Список литературы:
1. Гуленина О. А. Использование нестандартного физкультурного
оборудования «Дошкольная педагогика». – 2008. – № 2. – С. 35-38.
2. Бочарова Н. И. Самостоятельная двигательная деятельность детей в
условиях групповой комнаты // Ребенок в детском саду. – 2008. – № 1. –
С. 5-9.
3. Ильиных Ю. А. «Физкультдизайн» /Обруч. 2009 г. № 5 с. 38-41/
Воронова Е. К, Калабина И. А. / Инструктор по физкультуре. 2011г. №5
с. 10 – 20/.
4. Нагорных Н. С. Нестандартное оборудование для физкультурных
занятий «Дошкольная педагогика». – 2003. – № 7. – С. 9-10.
5. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду». 2010
6. Утрубина К. К. «Занимательная физкультура для дошкольников». 2011г. 3. 7. Рунова М. А. Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки. // Дошкольное воспитание. № 12, 2002.