Елена Стеньшина
Использование неклассических техник изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию хочу предоставить свою творческую презентацию на тему «Использование неклассических техник изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошколят».
«. Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой», говорил В. Л. Сухомлинский
Публикация «Использование неклассических техник изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Каждый ребенок по своей природе – творец. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на то, что все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Но рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Еще я отметила следующие трудности, которые испытывают дошкольники в создании и построении рисунков:
- Фризовое построение композиции. Складывается определенная система координат - привязка тех или иных изображений к основанию листа (нижней кромке листа). Дети достаточно логично объясняют подобные построения тем, что нижний край листа – это земля. Поскольку известно, что проведение горизонтальных линий для ребенка представляют определенные сложности ему гораздо проще принять за горизонтальное основание изображений нижний край листа
- Нарушение перспективных отношений: дети изображают предметы не такими, какими мы их видим в реальном пространстве, соотношение предметов не соответствует окружающей действительности.
- Однообразие работ. Дети рисуют по шаблону, нет разнообразия в выборе цвета, форм, величин.
- Организация рабочего места. К сожалению, дети не могут самостоятельно выбирать средства для рисования, разнообразить их различными материалами.
Изучив особенности и проблемы детского изобразительного творчества, я задумалась над тем:
• Как можно раскрепостить детей?
• Как вселить в них уверенность в своем умении?
• Как заставить детей поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге?
Проанализировав работы различных авторов, таких как И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Р. Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду», С. В. Погодина «Шаг в искусство», я пришла к выводу, что всего этого можно добиться при помощи использования различных неклассических техник рисования.
Исходя из вышесказанного, мною была поставлена цель: развивать у дошкольников художественно - творческие способности через использование неклассических техник рисования.
Для реализации поставленной цели, мне необходимо было решить следующие задачи:
Познакомить детей с различными неклассическими техниками изодеятельности.
Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
Побудить детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Для развития творческих способностей дошкольников мною были созданы следующие условия:
• построение занятий с постепенным усложнением и расширением тематики изобразительной деятельности от возраста к возрасту;
• организация совместной деятельности ребенка в системе «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», для развития ручной умелости;
• организация предметной среды группы для разных видов продуктивной деятельности;
• обязательное включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и ситуаций;
• разнообразие художественного материала для работы, предоставляемой детям;
• создание творческой, доброжелательной атмосферы на занятиях;
• организация индивидуальных и коллективных форм работы с детьми.
.Большинство из нас в своей работе используют следующие неклассические техники : (перечисление, в каждой возрастной группе они свои.
Но я, в дополнение ко всему этому, еще использую следующие нетрадиционные материалы для творчества :
Ватные диски
Бумажные салфетки
Влажные салфетки
Малярные кисточки разных размеров и форм: плоские, круглые
Малярный валик
Помазок
Пластиковые карточки
Палочки от суши
Пакеты
Чайные пакетики
Круглая губка
Чем же удобны данные материалы? Во-первых, их можно приобрести везде, и материально они стоят не дорого. Во-вторых, с помощью них можно создать неповторимые образы.
Ватные диски развивают формообразующие движения у детей. Так же они снимают стрессовую ситуацию: если при рисовании у ребенка не получилось правильно раскрасить ватный диск, то его можно легко заменить на другой, и не надо будет переделывать всю работу.
Малярные кисточки помогают быстро перекрывать большие поверхности.
Круглые кисти, помазки создают эффект пушистости.
Влажные салфетки используются для растушевки фона.
Круглые губки также помогают создавать правильные формы.
Чайные пакеты придают неповторимые легкие цвета, которые трудно получить из стандартных красок.
Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Увлекаясь неклассическими техниками, я не отодвигаю на второй план классические техники. Любые выразительные возможности техники должны помочь дошкольнику раскрыть содержание задуманного образа доступными средствами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и имеет огромное значение в создании рисунка, все же выступает в качестве «вспомогательного кирпичика» в построении образа. Техника способствует решению изобразительной задачи, а не подменяет процесс обучения легким экспериментом с ней.
Дальше представление работ своих детей, участие их в конкурсах.
В своей работе стараюсь развивать не только творческие способности детей, но и способности их родителей. Для них проводятся интересные мастер - классы, тренинги.
Таким образом, используя неклассические (нетрадиционной) техники, создав необходимые условия для развития детского творчества, я в детях поддерживаю устойчивую мотивацию к рисованию. При этом ребенок не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же, неклассические техники мне позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес, помогают решить проблемы детского творчества.