Елена Грибанова
Использование музыкальных средств как одно из составляющих системы здоровьесбережения в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблемы сохранения здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей. Слабый, часто болеющий ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. А ведь именно от здоровья, жизнерадостности детей зависят их не только физическая, но и духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и, конечно же, вера в свои силы.
Публикация «Использование музыкальных средств как одно из составляющих системы здоровьесбережения в ДОО» размещена в разделах
Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого сильного средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Из всех видов искусства именно музыка является самым мощным средством воздействия на человека. Музыка – один из важнейших элементов нашей жизни. Она существует вне языка и времени.
О лечебных свойствах музыки известно очень давно. Так, в Древнем Китае считали, что музыка основывается на 5 ступенчатом звукоряде, и каждая нота звукоряда отождествлялась с одним из 5 элементов (огнём, водой, деревом, землёй и металлом). Китайские целители в качестве основы для лечения болезней с помощью музыки использовали соответствие 5 музыкальных элементов 5 внутренним органам (сердце, печень, почки, лёгкие, селезёнка). В Древней Греции музыку в лечебных целях использовал Пифагор, который полагал, что «музыка может врачевать безумства людей». Аристотель утверждал, что музыка оказывает влияние на формирование характера человека и через катарсис (очищение) помогает снимать тяжёлые психологические переживания.
На Руси издревле считали, что колокольный звон обладает лечебными свойствами – он исцеляет душу и тело. Также лечили больных с помощью песен (человека сажали в круг и водили вокруг него хороводы). Считалось, что пение в кругу усиливало лечебное воздействие. Но только с конца XIX века русские исследователи И. М. Догель и И. Н. Тарханов начали использовать музыкотерапию. И. М. Догель в своих исследованиях обнаружил, что от разной музыки у людей может изменяться артериальное давление и дыхание. Только в начале XX века великий русский учёный В. М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на детей. Академик считал, что с помощью музыкального ритма можно установить баланс в деятельности нервной системы ребёнка, умерить возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Он подчёркивал важность роли классической музыки и особенно колыбельных песен для полноценного развития маленьких детей, т. к. считал, что музыка не только развивает, но и оздоравливает ребёнка.
Воздействие музыки на человеческий организм происходит по нескольким направлениям. Так, она влияет на:
1) дыхание;
2) сердечный ритм, пульс, кровяное давление,
3) температуру тела;
4) снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию движений;
5) может замедлить и уравновешивать электромагнитные волны активности головного мозга;
6) может изменять восприятие нашего пространства, времени;
7) помогает улучшить память и обучаемость ;
8) помогает активизировать иммунную систему;
9) улучшает подсознательное восприятие символики;
10) помогает побороть страхи и чувство безопасности.
Современные исследования (А. И. Копытин, В. И. Петрушин, С. В. Шушарджан) указывают, что музыка помогает снижать агрессию, развивает эмоции, речь и коммуникативные способности детей.
Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
В качестве решения оздоровительной работы, в музыкально-художественной деятельности используются здоровьесберегающие технологии :
валеологические песенки-распевки;
дыхательная гимнастика;
артикуляционная гимнастика;
игровой массаж;
пальчиковые гимнастика;
речевые игры;
психогимнастика;
а также компоненты метода арт-терапии: музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, улыбкотерапия, сказкотерапия и фитотерапия (2 последних компонента, в основном, используются на развлечениях и праздниках).
Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.
Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на музыкально-образовательной деятельности, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.