Получи документы

Использование музыкальных средств как одно из составляющих системы здоровьесбережения в ДОО

Елена Грибанова
Использование музыкальных средств как одно из составляющих системы здоровьесбережения в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблемы сохранения здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей. Слабый, часто болеющий ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, плохая память, низкая работоспособность. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. А ведь именно от здоровья, жизнерадостности детей зависят их не только физическая, но и духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и, конечно же, вера в свои силы.

Публикация «Использование музыкальных средств как одно из составляющих системы здоровьесбережения в ДОО» размещена в разделах

Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с использованием такого сильного средства в решении воспитательных, образовательных и коррекционных задач, как музыка. Из всех видов искусства именно музыка является самым мощным средством воздействия на человека. Музыка – один из важнейших элементов нашей жизни. Она существует вне языка и времени.

О лечебных свойствах музыки известно очень давно. Так, в Древнем Китае считали, что музыка основывается на 5 ступенчатом звукоряде, и каждая нота звукоряда отождествлялась с одним из 5 элементов (огнём, водой, деревом, землёй и металлом). Китайские целители в качестве основы для лечения болезней с помощью музыки использовали соответствие 5 музыкальных элементов 5 внутренним органам (сердце, печень, почки, лёгкие, селезёнка). В Древней Греции музыку в лечебных целях использовал Пифагор, который полагал, что «музыка может врачевать безумства людей». Аристотель утверждал, что музыка оказывает влияние на формирование характера человека и через катарсис (очищение) помогает снимать тяжёлые психологические переживания.

На Руси издревле считали, что колокольный звон обладает лечебными свойствами – он исцеляет душу и тело. Также лечили больных с помощью песен (человека сажали в круг и водили вокруг него хороводы). Считалось, что пение в кругу усиливало лечебное воздействие. Но только с конца XIX века русские исследователи И. М. Догель и И. Н. Тарханов начали использовать музыкотерапию. И. М. Догель в своих исследованиях обнаружил, что от разной музыки у людей может изменяться артериальное давление и дыхание. Только в начале XX века великий русский учёный В. М. Бехтерев начал изучать влияние музыки на детей. Академик считал, что с помощью музыкального ритма можно установить баланс в деятельности нервной системы ребёнка, умерить возбуждённые темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения. Он подчёркивал важность роли классической музыки и особенно колыбельных песен для полноценного развития маленьких детей, т. к. считал, что музыка не только развивает, но и оздоравливает ребёнка.

Воздействие музыки на человеческий организм происходит по нескольким направлениям. Так, она влияет на:

1) дыхание;

2) сердечный ритм, пульс, кровяное давление,

3) температуру тела;

4) снижает мышечное напряжение и повышает подвижность и координацию движений;

5) может замедлить и уравновешивать электромагнитные волны активности головного мозга;

6) может изменять восприятие нашего пространства, времени;

7) помогает улучшить память и обучаемость ;

8) помогает активизировать иммунную систему;

9) улучшает подсознательное восприятие символики;

10) помогает побороть страхи и чувство безопасности.

Современные исследования (А. И. Копытин, В. И. Петрушин, С. В. Шушарджан) указывают, что музыка помогает снижать агрессию, развивает эмоции, речь и коммуникативные способности детей.

Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогают активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически. Музыка воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.

В качестве решения оздоровительной работы, в музыкально-художественной деятельности используются здоровьесберегающие технологии :

валеологические песенки-распевки;

дыхательная гимнастика;

артикуляционная гимнастика;

игровой массаж;

пальчиковые гимнастика;

речевые игры;

психогимнастика;

а также компоненты метода арт-терапии: музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, улыбкотерапия, сказкотерапия и фитотерапия (2 последних компонента, в основном, используются на развлечениях и праздниках).

Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Начинать музыкальные занятия с жизнеутверждающей валеологической распевки, дающий позитивный настрой на весь день.

Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыко-терапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

Современные методы здоровьясбережения на музыкальных занятиях помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на музыкально-образовательной деятельности, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

Публикации по теме:

Игровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возрастаИгровой стретчинг как одно из эффективных форм здоровьесбережения детей среднего дошкольного возраста Игровой стретчинг позволяет реализовать возможности оздоровления и физического развития, а также совместить их с ведущим и наиболее интересным.

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Многофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольниковМногофункциональный дидактический тканевый коврик как одно из средств формирования речевой активности у младших дошкольников Важную роль в занятиях с детьми играет наглядность. Она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. Наглядность.

Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возрастаТехнология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Художественная литература — одно из важных средств развития ребёнка (значение, место худ. литературы в системе работы детского сада, задачи, проблемы на современном этапе развития общества) Трудно представить.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов»Консультация для педагогов «Непрерывная образовательная деятельность — одно из средств в решении детских конфликтов» Доброго времени суток, уважаемые посетители моей странички. Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй младшей.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыкиПрименение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы рабо­ты с персональным компьютером, мультимедийным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыкальных средств как одно из составляющих системы здоровьесбережения в ДОО
Опубликовано: 9 января 2024 в 10:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование музыкальных средств как одно из составляющих системы здоровьесбережения в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Елена Грибанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД